Мужья - Валерий Аркадьевич Макаров (1971-1976 гг.), Сергей Цигаль
Дети - Мариэтта Цигаль-Полищук, Алексей Макаров
Полищук Любовь Григорьевна (1949-2006) – российская актриса театра и кино. В 1994 году получила звание Народной артистки России.
Детство
Люба родилась в городе Омске 21 мая 1949 года.
В их семье трудился только папа, Полищук Григорий Мефодьевич, потомственный донской казак. Он имел строительную профессию и работал на железной дороге. Мама Ольга Пантелеевна – очень хорошая швея, немного подрабатывала этим занятием на дому.
Семья жила скромно, поэтому с жизненными трудностями Любе пришлось столкнуться с самого детства. Несмотря на это, она росла неунывающим и позитивным ребёнком. Девочке очень нравилось танцевать и петь, а особенно она любила пародировать кого-нибудь из знакомых, за что получила прозвище «артистка».
В маленькой Любе ничего не говорило о том, что в будущем из неё получится красавица. Девочка перенесла в детстве рахит, в результате чего немного искривились ноги. У неё постоянно был пониженный гемоглобин в крови, а из-за этого бледный цвет лица. Худая и длинная, да к тому же курносая и слегка косоглазая, Люба считала себя не привлекательной, но всё равно очень хотела быть актрисой.
Школьные годы
Особенно маленькую Полищук увлекал балет, она никогда не видела его вживую, но любовалась танцовщицами, изображёнными на открытках. Девчушка покупала их в газетных киосках, приходила домой, становилась перед большим зеркалом и повторяла нарисованные на открытках позиции балерин. А потом ставила рядом стул, держалась за его спинку, придумывала и выполняла разные упражнения, ощущая себя при этом артисткой балета.
В Омске была балетная школа, и Люба очень хотела в ней учиться, но девочку не приняли из-за неподходящих физических параметров (очень высокая). Это первое испытание, которое ей послала судьба, она перенесла стойко. Зато потом её приняли в школьный хор, а в скором времени даже выбрали солисткой. Она принимала участие в различных конкурсах, на одном из которых победила с «Песней про арифметику». С этого дня прозвище у Полищук поменялось, теперь в школе её называли Арифметикой.
Когда Люба училась в восьмом классе, в школе появился драматический кружок, она в него записалась одной из первых. Любовь к сцене захлестнула её, при каждом удобном случае она бежала на постановки Омского театра.
А в последних школьных классах нескладная девочка расцвела и стала очень хорошенькой. Мальчишки оказывали ей знаки внимания, она чувствовала, что не похожа на одноклассниц, и это ещё больше укрепило её желание быть артисткой. Родителей такое увлечение дочери удивляло и не радовало, им казалось, что профессия актрисы – это не серьёзно. Маме хотелось, чтобы Люба стала швеёй, она передала дочери весь свой опыт. Юная Полищук очень хорошо шила и вязала. Несмотря на то, что жили бедно, девушка придумывала и шила себе такие платья, что слыла первой модницей.
Учёба в Москве
Но окончив школу, Люба заявила родителям, что уезжает в столицу поступать в театральное училище. Она перешила из школьной формы себе новое платье, сложила нехитрые пожитки в деревянный чемодан, взяла у родителей тридцать рублей и села на поезд до Москвы.
В столице у неё не было ни единого знакомого, а на экзамены в театральные институты она опоздала. Но возвращаться домой Полищук не собиралась. Узнала, что идёт набор артистов во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства для Омской областной филармонии, и подалась туда. Перед комиссией она спела песни Робертино Лоретти и Людмилы Зыкиной, исполнила танец в стиле шейк. Люба рассмешила приёмную комиссию, однако, несмотря на то, что набор производился из профессиональных артистов, её приняли.
Полищук сняла комнату, в которой ей удалось пожить всего три дня. Опаздывая на занятия, она оставила включённым утюг, чудом помещение не сгорело, но в дальнейшем проживании ей отказали. Но Люба была настолько позитивным человеком, что её не напугало отсутствие жилья. На улице лето, можно было ночевать в сквере или парке на скамье. А свой деревянный чемодан она поставила в камеру хранения на железнодорожном вокзале.
Потом сняла другую комнату, прилежно училась и ещё успевала подрабатывать сторожем, няней и домработницей.
Начало творческого пути
В 1967 году Полищук окончила учёбу и поехала на работу в Омскую филармонию. Она выступала и гастролировала как артистка разговорного жанра, но с каждым новым её выходом на сцену становилось понятно, что это – звезда. Публика принимала артистку с таким восторгом, что руководитель филармонии понял: с таким талантом Люба не задержится здесь надолго.
А вскоре подвернулся случай: руководителю Омской филармонии Юрию Юровскому предложили должность директора Росконцерта в Москве. Уехав, он через время позвал в столицу и Любу с супругом. В 1971 году она начала играть в мюзик-холле и уже совсем скоро получила главную роль в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву». Постановка пользовалась успехом у зрителей, но спустя какое-то время распался и фактически перестал существовать московский мюзик-холл.
В 1978 году Люба стала сотрудничать с «Москонцертом», снова выступая с монологами как артистка разговорного жанра. За чтение произведений Михаила Жванецкого она получила первую премию на Всероссийском конкурсе артистов эстрады.
Театр
В 1979 году Любу пригласили в труппу Театра миниатюр, здесь она выходила на сцену почти десять лет. Наконец-то в полной мере раскрылся её талант драматической актрисы, Полищук была задействована в таких знаменитых постановках, как:
- «Чехонте в Эрмитаже»;
- «Вера и Зойка»;
- «Принцип Питера»;
- «Знаменитость»;
- «Здравствуйте, Ги де Мопассан»;
- «Хроника широко объявленной смерти»;
- «Зойкина квартира».
С 1989 года Полищук стала работать в театре «Школа современной пьесы». Здесь она выходила на сцену в постановках «Пришёл мужчина к женщине», «Антигона в Нью-Йорке» и «А чой-то ты во фраке?».
Наряду с работой в кино и театре Люба заочно получила образование на актёрском факультете ГИТИСа, который окончила в 1985 году.
С начала 90-х годов Полищук участвовала в постановках частных столичных театров и антрепризах (театр Антона Чехова, театральная компания «Арт-клуб»):
- «Там же, тогда же…»;
- «Чествование»;
- «Квартет для Лауры».
Кинокарьера
Безумно яркая, красивая, экстравагантная и талантливая Любовь Полищук просто не могла оставаться незамеченной для тех, кто творил кино. Её дебютные съёмки состоялись в 1974 году в фильме «Скворец и Лира», где её решил попробовать в эпизодической роли Григорий Александров.
Следующей в её творческой биографии стала эпизодическая роль в музыкальной комедии Марка Захарова «Двенадцать стульев», где Люба в паре с Андреем Мироновым исполняла зажигательное «Танго страсти».
После этой картины на актрису обратили внимание другие режиссёры, и Полищук стала регулярно получать приглашения на съёмки в кино. Понравилась молодая актриса и зрителям, только большим начальникам в мире киноискусства её лицо показалось «несоветским», и режиссёрам запретили снимать Полищук в главных ролях.
Долгое время она снималась лишь в эпизодах, но делала это так здорово и ярко, что её героини порой запоминались зрителям не меньше главных персонажей:
- контрабандистка из «Волшебного фонаря»;
- Салли Вуд в «Золотой рыбке»;
- Лариса в «Золотой мине»;
- Вера в «Змеелове»;
- хозяйка «Вороного коня» Куини в фильме «31 июня»;
- Бамбарелла в «Выигрыше одинокого коммерсанта»;
- Диана в картине «Дуэнья»;
- Жаннет в «Клубе самоубийц, или Приключениях титулованной особы»;
- Мальва в «Вавилоне ХХ»;
- мама Клавы в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.»;
- Нестерова в «Белом вороне»;
- певица Берта в картине «Тот самый Мюнхгаузен»;
- Анна Маринова в «Покушении на ГОЭЛРО».
На съёмочных площадках не было человека, который бы не любил Полищук. Её обожали все: от костюмеров до гримёров, от режиссёров до партнёров по фильму. Ассистенты всегда несли ей кофе, чай или бутерброды.
С приходом 90-х годов и развалом СССР наконец-то исчезли стереотипы «лица советской женщины», режиссёры могли вдоволь снимать уникальную актрису, теперь уже и в главных ролях. Любовь Полищук стала украшением таких фильмов, как:
- «Интердевочка»;
- «Если можешь, прости»;
- «Любовь с привилегиями»;
- «Эзоп»;
- «Бабник»;
- «Тайна чёрных дроздов»;
- «Третий не лишний»;
- «Ширли-мырли»;
- «Тихие омуты»;
- «День Святого Валентина»;
- «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь».
Одной из её самых ярких последних ролей стала мама няни Вики в сериале «Моя прекрасная няня».
Актриса отдавала себя профессии всю без остатка, ни капли не жалела своего здоровья. С сильными болями спины она приезжала на съёмочные площадки и выходила на театральные подмостки. В перерывах лежала в гримёрной на кушетке, корчась от боли, а потом снова вставала и продолжала легко и весело играть. И только она сама знала, чего ей это стоило.
Личная жизнь
Первым мужем Любы был артист Валерий Макаров. Они познакомились во время учёбы в Москве, потом вместе работали в Омской филармонии. Это была большая и настоящая любовь. В 1972 году у пары родился сын Алексей.
Вместе потом они приняли решение переехать из Омска в столицу, но в Москве у Полищук сразу появилась работа, а Валерий так и не смог найти свой путь в профессии. Он стал пить, поднимать на Любу руку, участились скандалы. Актриса долгое время терпела, но потом не выдержала и подала заявление на развод. Так как у них был ребёнок, то по закону полагалось три месяца на обдумывание принятого решения. За это время Валерий стал пить ещё больше, и общий сын не спас их брак.
Валера вернулся в Омск, где проживал со своей матерью, продолжал пьянствовать и в возрасте 42 лет умер от инсульта. А Полищук осталась в Москве и, несмотря на все трудности, продолжала осуществлять свою мечту. На гастроли она ездила с маленьким сыном, в гостиничных номерах у неё висели детские вещи, на столе стояли пюре и кашки, а после этого надо было ещё выйти на сцену и красиво отыграть. Когда сын стал немного старше, Любовь отдала его в интернат, где он и провёл большую часть детства.
Вторым супругом Полищук был художник Сергей Цигаль. Любу он увидел по телевизору в каком-то фильме, а потом попал на её спектакль. Долго искал общих знакомых, которые могли бы познакомить его с актрисой. Когда их наконец-то представили друг другу, Люба уже была наслышана о художнике и о том, что он мечтал с ней встретиться.
С Сергеем она обрела женское счастье, забрала из интерната сына Алёшку, полюбила путешествия, начала коллекционировать красивые вещи: посуду из фарфора, мебель из красного дерева. Когда Люба узнала о беременности, Сергей сделал ей предложение, и они поженились. Врачи запретили ей рожать, но актрисе очень хотелось дочку. Роды были тяжелыми, ей сделали кесарево сечение и сразу же удалили аппендицит. Но зато в октябре 1984 года у Любы с Сергеем родилась девочка Маша.
Вскоре после родов она вышла на театральную сцену, по сюжету спектакля «Соломенная шляпка» ей надо было танцевать и садиться на шпагат. Прямо во время акта у актрисы вылетело два позвоночных диска. И как-то резко после этого начались болезни, то спина, то гайморит, то грипп. Хотя до 35 лет Люба вообще не знала, что такое больницы и врачи, а теперь вся её последующая жизнь зависела от них.
Болезни и смерть
В 2000 году Полищук попала в автомобильную аварию, что сильно усугубило состояние её спины. В 2005 году актрисе был поставлен страшный диагноз – саркома позвоночника. Она проходила длительные курсы лечения в клинике имени Боткина, в институте имени Вишневского. Потом была очень сложная операция в НИИ нейрохирургии имени Бурденко по удалению части позвоночника и реабилитация в израильской частной клинике. Ничего не помогло, последние месяцы актриса находилась под действием сильных обезболивающих.
За две недели до смерти Любови в Москву приехала её мама, она всё время собиралась, но дочь не разрешала. А когда позвонил внук Алексей и сказал: «Бабушка приезжай, мама разрешила», Ольга Пантелеевна почувствовала, что ничего хорошего ждать не стоит. Увидев дочь, она поняла, что её дурные предчувствия подтвердились. Маленькое личико, высохла вся, одни кости, обтянутые кожей. Люба почти всё время спала, ей кололи сильные препараты. Последние дни уже ничего не кушала, только просила мороженого, видно, у неё внутри всё горело. Поест холодного, и немного легче становилось.
28 ноября 2006 года сердце актрисы остановилось, она умерла во сне. Похоронили её в Москве на Троекуровском кладбище. И сын, и дочь Любови Полищук пошли по маминым стопам, выбрав в жизни актёрскую стезю.
Добавить комментарий