Жена - Жанна Де Фюнес
Сын - Оливье
Луи де Фюнес (1914-1983) – французский киноактёр, сценарист и режиссёр, великий комик мирового кинематографа.
Детство
Луи появился на свет 31 июля 1914 года. Произошло это в одной из коммун французского департамента О-де-Сен Курбевуа. Местечко расположено северо-западнее Парижа, до центра столицы всего лишь 8 км.
Полностью имя родившегося мальчика звучало так – Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарза. Его папа, Хизпан Карлос Луис де Фюнес де Галарза, принадлежал к аристократическому севильскому роду и имел испано-португальские корни. По образованию он был юристом, но после того, как переехал во Францию, занялся огранкой алмазов.
Мама также имела португальские и испанские корни, проживала в Севилье. Родители Луи познакомились в Испании, откуда оба были родом. Но когда вопрос стал о женитьбе, их семейства были против этого брака. И тогда, чтобы официально стать мужем и женой, в 1904 году они уехали во Францию.
В доме безраздельно хозяйничала мама, очень темпераментная женщина. Луи был у неё любимчиком и умел своими проказами рассмешить её порой до колик.
То, что мальчик талантлив, было видно с раннего детства. Не каждый его друг среди мальчишек мог похвастаться, как де Фюнес, знанием сразу трёх языков – английского, испанского и французского. Хотя в остальном он был обычным ребёнком: бегал с друзьями на Сену ловить рыбу, любил рисовать, обучался игре на фортепиано.
Однако больше всего маленького Луи привлекало кино. Он с энтузиазмом смотрел фильмы с его любимым Чаплиным и копировал за ним все ужимки. У мальчика было жгучее желание – стать актёром. Но родителям сказать об этом он боялся, потому что понимал: ни отец, ни мать не одобрят его желания и наложат строгий запрет на актёрскую карьеру. Всё, что оставалось ему, ‒ это дурачиться в школе, пародировать учителей, строить рожицы одноклассникам. Ребята дали ему смешное, но безобидное прозвище – ФюФю.
Молодость
После школы Луи сразу начал свой трудовой путь. Сидеть на родительской шее он не собирался, на хлеб зарабатывал себе сам, поэтому брался за любую работу, какая только попадалась. Счетовод и чистильщик обуви, чертёжник и коммивояжер, посыльный и скорняк. Много чего пришлось перепробовать Луи де Фюнесу: мех выделывал, молоко по утрам развозил, витрины парижских магазинов оформлял. Меняя так часто род своей деятельности, парень начал задумываться о театре: почему бы точно также не меняться в ролях?
И тут ему повезло: в парижском районе Пигаль он устроился в ресторан тапёром (это музыкант, чаще всего пианист, который сопровождает игрой на инструменте немое кино либо танцы). Очень быстро Луи стал пользоваться популярностью среди посетителей заведения. Народ искренне веселился, наблюдая, как де Фюнес во время игры корчит гримасы.
Так как работать в ресторане приходилось вечером и ночью, днём Луи ходил на занятия к Рене Симону на драматические курсы. Вскоре ему даже стали доставаться роли в небольших театрах.
Когда Париж оккупировали германские войска, Луи оставался в городе, он устроился работать в музыкальную школу, где преподавал сольфеджио. По вечерам он играл в ресторанах джаз и исполнял популярные песенки перед пьяными немцами, каждый в то время выживал, как мог. Сам де Фюнес не воевал, от армейской службы его освободили ещё в 1939 году по причине слабого здоровья. Но он не раз ездил во французские военные лагеря, где выступал перед солдатами.
Кинокарьера
Лишь после окончания Второй мировой войны, когда Луи уже было 30 лет, он сыграл в своей первой картине «Барбизонское искушение» режиссёра Жана Стели, здесь ему достался эпизодический персонаж – портье. Популярности эта лента начинающему комику не принесла.
До того момента, когда на де Фюнеса наконец-то обратили своё внимание критики и полюбили зрители, он снялся в 75 картинах. Роли в основном были второстепенными, они давались ему очень тяжело, хотя со стороны выглядело совсем наоборот, казалось, что актёр играет легко и непринуждённо.
Мастер эпизодов очень тяжело переживал отсутствие хороших главных ролей. Он часто уходил в себя и был задумчив, а иногда, наоборот, постоянно раздражался. К всемирной славе и огромным гонорарам ему пришлось пройти по-настоящему длинный и сложный путь. Об этом периоде, спустя много лет, он сказал Джеральдине Чаплин, дочке его кумира, с которой снимался в одном фильме: «Я очень долго ждал в приёмной его величества Успеха. Ждал, стучал в двери, пока меня наконец-то не впустили».
Луи перевалило за сорок, когда режиссёры всё-таки смогли рассмотреть в нём профессионального актёра с колоссальным комическим талантом. Звезда де Фюнеса начала медленно подниматься и загораться.
В 1958 году режиссёр Ив Робер предложил де Фюнесу главную роль в фильме «Не пойман – не вор». Луи сыграл рыночного торговца Блеро, за которым безуспешно гонялись жандармы, подозревая его в нелегальной торговле рыбой. В Советском Союзе эта лента вышла под названием «Блеро», а актёр в одно мгновение обрёл популярность не только во Франции, но и за её пределами.
Теперь де Фюнес снимался в трёх-четырёх картинах в год, и в 60-х годах к нему пришло всё, о чём он мечтал. Прежде всего, большие роли, а вместе с ними и большие деньги. Луи был в полном восторге, хотя до конца жизни в нём так и остался комплекс бедности. До этого он на протяжении многих лет еле-еле сводил концы с концами. Поэтому уже, будучи богатым, всё равно вёл режим жёсткой экономии. Сыновья же считали своего отца просто жадным.
Безусловно, лучшей комической маской де Фюнеса стал импульсивный комиссар Жюв в трилогии о Фантомасе:
- «Фантомас»;
- «Фантомас разбушевался»;
- «Фантомас против Скотланд-Ярда».
Эдакий недомерок, немного бестолковый, можно даже сказать похожий на идиота, при этом уверенный, что именно он – гений сыска и предводитель борьбы со злом.
Сначала режиссёр французского приключенческого и комедийного кино Андрэ Юнебель планировал снять десять серий о Фантомасе. Но после выхода третьего фильма стало понятно, что популярность героев пошла на спад, и Андрэ решил больше не снимать.
Затем последовало два фильма, которые по кассовым сборам стали чемпионами Франции:
- в 1964 году «Разиня»;
- в 1966 году «Большая прогулка».
Роли де Фюнеса в этих картинах (бизнесмена Леопольда Сарояна и дирижёра Парижской оперы Станисласа Лефорта) вошли в классику мирового кинематографа. Во всём мире десятки миллионов зрителей восторженно принимали игру комика. В 1968 году Луи был признан лучшим актёром Франции и обошёл всех своих коллег по размерам гонораров (2,5 миллиона франков за фильм).
Также очень популярным и полюбившимся зрителям стал сыгранный им жандарм Людовик Крюшо в трилогии:
- «Жандарм из Сен-Тропе» (1964);
- «Жандарм в Нью-Йорке» (1966);
- «Жандарм женится» (1968).
В 1973 году за свои творческие достижения актёр получил высшую награду Франции – орден Почётного легиона.
В 70-х годах его кинокарьера постепенно пошла на спад. Но это и не удивительно, всё-таки возраст брал своё, Луи уже уставал от бесконечных съёмок. Тем не менее каждый выходящий на экраны фильм с де Фюнесом непременно был обречён на оглушительный успех:
- «Замороженный» (1969);
- «Человек-оркестр» (1970);
- «Приключения Якоба» (1973);
- «Крылышко или ножка» (1976);
- «Жандарм и жандарметки», другое название «Жандарм в юбке» (1982).
Более 120 ролей сыграл де Фюнес во французских фильмах и внёс огромный вклад в мировой кинематограф, в 1980 году он заслуженно получил почётную премию «Сезар».
Личная жизнь
Несмотря на маленький рост (1 м 64 см) и вес (55 кг), не слишком презентабельные внешние данные, Луи обожал женщин, а они всегда отвечали ему взаимностью. Его называли шустрым «наполеончиком», чувственность в сочетании с наглостью и неистовый напор покоряли представительниц прекрасного пола.
Впервые де Фюнес женился рано, в возрасте 22 лет. Его супругой стала Жермен Луиза Элоди Карруайе. Сочетались браком они в 1936 году, а спустя шесть лет, в 1942 году, расстались. В супружеских отношениях Жермен и Луи появился мальчик Даниэль.
В период оккупации Парижа, когда де Фюнес подрабатывал в школе музыки, произошло его знакомство с секретаршей Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан. Женщина приходилась внучатой племянницей великому писателю Ги де Мопассану. Луи и Жанна начали встречаться, иногда его возлюбленная приходила по вечерам в ресторан, послушать «маленького человека, играющего джаз как Бог». В сентябре 1943 года они узаконили свои отношения, вместе были сорок лет, пока их не разлучила смерть актёра.
Свою жену де Фюнес любил, боготворил и очень гордился ею. Ведь внучка такой знаменитости отдала своё сердце тогда ещё никому не известному музыкантишке. Семья стала для Луи всем, ради неё мужчина был готов на любые поступки и жертвы. Он любил свою семью, бесконечно тревожился и неустанно заботился о ней.
Жанна в свою очередь тоже поддерживала мужа всегда, везде и во всём. Она была его импресарио, всегда следила за тем, насколько хорошо его снимают, как выбирают освещение для съёмок. Именно жена выбрала Луи де Фюнесу постоянную партнёршу Клод Жансак (вместе они снялись в десяти фильмах).
Супруга подарила ему двух сыновей – Патрика и Оливье. Патрик стал врачом. А Оливье несколько раз снимался вместе с отцом, после чего Луи мечтал, чтобы сын тоже построил карьеру актёра. Но парень предпочёл стать лётчиком-пилотом, работал в авиакомпании «Эйр Франс».
Но надо отдать должное актёру, первого сына он тоже не забывал. Во время войны, сразу после развода, его первая супруга с маленьким сыном Даниэлем обосновалась в местечке Клермон-Ферран (южная коммуна центральной части Франции). Луи втайне от новой семьи навещал Даниэля, привозил ему подарки (особенно мальчик любил апельсины), учил его рисовать и рассказывал о кино. Став постарше, Даниэль бывал на премьерах и выступлениях отца, однако когда ему было 11 лет, связь прервалась. Через много лет его даже не известили о смерти Луи де Фюнеса и не пригласили на похороны отца, это печальное известие он услышал по радио.
Последние годы жизни и смерть
В 1967 году Луи сделал своей Жанне потрясающий подарок: он выкупил и провёл реставрацию в фамильном замке Клермон, который принадлежал когда-то её семье. Замок располагается неподалёку от Нанта, его полное восстановление обошлось де Фюнесу в 830 000 франков.
Напряжённый график работы актёра сказывался на его здоровье. В 1975 году Луи перенёс два инфаркта. Медики советовали оставить кино и больше отдыхать. После этого супруги де Фюнес продали квартиру в Париже и окончательно перебрались в замок Клермон. Луи собрался писать мемуары, но потом забросил их, увлёкся рыбалкой, садом, огородом, цветоводством. Если он отправлялся по своим угодьям, то никогда не приходил обратно с пустыми руками, каждый раз нёс супруге небольшой букет цветов или хотя бы свежий сорванный с грядки томат.
27 января 1983 года Луи де Фюнеса не стало. С вечера у него болело сердце, а утром он вышел и позвал жену, сказав, что ему одиноко самому в комнате. Это были его последние слова.
Он сделал всё, что должен успеть мужчина за время своего пребывания на земле. Луи – отец трёх сыновей. Он не просто построил дом, а выкупил и отреставрировал родовое семейное поместье. А вместо посаженных деревьев он изобрёл новую разновидность розовых кустарников, которые назвали его именем.
Но самое главное ‒ он подарил радость и смех всему миру. Теперь невозможно представить, каким было бы кино ХХ века без его комедий. Многим поначалу не нравится присутствие Луи де Фюнеса на экране, своей чудаковатостью и мельтешением он раздражает. Но стоит лишь подольше посмотреть фильм и присмотреться к этому обаятельному актёру, как уже его следующее появление встречается с радостью. Луи удалось сделать мир хоть чуточку, но светлее, а каждый, кто смотрел фильмы с де Фюнесом, становился хоть капельку, но добрее.
Рассмешить людей это не просто искусство, а Божий дар, Луи доставал из сердца то, что у него внутри. Сам себя он считал обыкновенным человеком, таким же, как и все, только когда ему улыбнулась удача, он поймал её и удержал.
Добавить комментарий