Крис Кельми (р. 1955) – талантливый российский и советский музыкант, певец и композитор, исполняет поп- и рок-музыку. Участвовал в музыкальных группах «Високосное лето», «Автограф», «Рок-ателье».
Детство и юность
Крис Кельми появился на свет 21 апреля 1955 года в Москве. Его настоящие фамилия и имя Анатолий Арьевич Калинкин, под такими инициалами будущий музыкант был записан в школьных журналах. Его отец Арий Михайлович работал гидростроителем и имел эстонские корни, и при получении паспорта Анатолий взял фамилию Кельми. Имя Крис появилось чуть позже, после того, как юноша прочитал книгу Станислава Лема «Солярис», именно так звали в ней главного героя.
Родители Криса работали на строительстве метрополитена. В семье он был вторым ребёнком, старший брат Валентин родился десятью годами раньше. Было и такое время, когда семья жила в вагончике, снятом с колёс грузового автомобиля. Когда Крису было около 5-ти лет, «Метрострой», наконец-то, дал семье собственное жильё – квартиру в районе станции метро «Аэропорт». Спустя какое-то время, папа ушёл из семьи и завёл новую, там родился ещё один брат Криса – Евгений.
Когда мальчику было четыре года, он не на шутку стал интересоваться домашним фортепиано. Родители, заметив это, отдали его на обучение в московскую музыкальную школу имени Дунаевского, в которой он проучился до 1969 года и успешно закончил по классу фортепиано. Попутно Крис самостоятельно выучился игре на гитаре.
Несмотря на любовь к музыке, поступать в высшее музыкальное учебное заведение Крис не стал. В 1972 году он начал обучаться на инженера в Московском транспортном институте, где его сокурсниками были известный певец и музыкант Владимир Кузьмин и ныне общественный политический деятель Владимир Слуцкер. Закончив обучение в 1979 году, Кельми был принят в аспирантуру при этом же институте.
Но всё-таки тяга к музыке взяла своё. Хоть Крис и закончил в 1980 году транспортную аспирантуру, свой жизненный путь всё равно связал с творчеством.
В 1983 году он стал студентом музыкального училища имени Гнесиных на факультете эстрады у педагога Игоря Бриля. И здесь снова его сокурсником оказался Владимир Кузьмин.
Начало музыкальной карьеры
В 15-летнем возрасте, ещё учась в школе, Крис с несколькими единомышленниками основал музыкальную группу – любительский ансамбль под названием «Садко». Это был робкий первый шаг Криса Кельми по пути к большой сцене и славе. Группа просуществовала недолго, её состав постоянно менялся. Через пару лет молодой музыкант стал подумывать о создании нового коллектива.
У Криса был друг, любитель музыки, подрабатывавший в разных коллективах гитаристом и вокалистом, Александр Ситковецкий. В тот момент он руководил почти уже распавшейся группой «Аэропорт». Из двух развалившихся коллективов вместе они создали новую группу с названием «Високосное лето», первые выступления которой прошли уже в 1972 году.
В составе «Високосного лета» были:
- Александр Кутиков (бас и вокал), впоследствии звезда «Машины времени»;
- Валерий Ефремов (барабанщик), также в будущем участник группы «Машина времени»;
- Александр Ситковецкий (вокал и гитара);
- Крис Кельми (орган и вокал).
В начале существования группы особой популярностью она не пользовалась. Но всё изменилось после того, как музыканты стали сотрудничать с начинающей поэтессой Пушкиной Маргаритой, которая через много лет стала известной и популярной среди любителей роковой музыки. Их сотрудничество привело к созданию нескольких весьма ярких музыкальных хитов, благодаря которым группа «Високосное лето» стала известной и узнаваемой в Советском Союзе.
Как ни странно, но в этот период Крис был наиболее счастлив за всю свою музыкальную карьеру. Всё было первое: концерты и гастрольные туры, ночи до утра с гитарой. И ни единой мысли о деньгах, славе или каком-то комфорте. Счастье было только в музыке и в том кайфе, который они получали, выступая вместе на сценах. Это время хорошо описал в своей книге Андрей Макаревич:
Начались гастрольные туры по городам СССР. «Самиздатом» были выпущены 4 магнитоальбома. Коллектив «Високосное лето» принял участие на рижском рок-фестивале, который состоялся на Певческом поле в 1977 году. Музыканты этой группы впервые воспользовались стробоскопом, чтобы создать на сцене световые эффекты. Позже в 1978 году на 2-ом Таллинском рок-фестивале коллектив «Високосного лета» опять отличился новшеством, начав в своих выступлениях применять декорации на сцене.
Но, как часто бывает в жизни, где начинается успех, там может быть и провал. Исполненные группой музыкальные композиции «Прометей» и «Сатанинские пляски» вызвали протест в горкоме комсомола, и коллектив попал под запрет. Музыканты стали выступать подпольно, просуществовали ещё около двух лет, но всё равно коллектив распался из-за внутренних несогласий и конфликтов.
Звёздный путь
В 1979 году снова с Александром Ситковецким Крис Кельми создал новый музыкальный коллектив с названием «Автограф». Все участники группы были с высшим музыкальным образованием, основной акцент делался на использование электронной музыки. Это была первая советская группа, которая играла прогрессивный рок.
В 1980 году «Автограф» поехал на тбилисский фестиваль «Весенние ритмы», принял в нём участие и занял второе место. На первом месте тогда была «Машина времени». На всесоюзной фирме «Мелодия» вышел дебютный миньон группы «Автограф» с названием «Пристегните ремни безопасности». К группе пришла всесоюзная слава, начались гастроли под патронатом Росконцерта.
Летом 1980 года Кельми получил предложение о музыкальном прослушивании от руководителя театра Ленинского Комсомола Марка Захарова. Театральный музыкальный коллектив «Аракс» ушёл на эстраду и Марк Анатольевич искал им замену. Крис Кельми покинул «Автограф», стал создателем другой группы «Рок-ателье», с которой принял предложение Марка Захарова и с 1980 по 1986 годы участвовал в ленкомовских спектаклях:
- «Люди и птицы»;
- «Автоград ХХI»;
- «Юнона и Авось»;
- «Тиль Уленшпигель»;
- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Кроме театральной работы, у «Рок-ателье» вышли мини-пластинки с композициями «Распахни окно» и «Я пел, когда летал». Музыканты группы являются авторами музыкального сопровождения к мультфильмам «Парадоксы в стиле рок» и «Пёс в сапогах».
В 1982 году состоялся дебют группы на телевидении в «Утренней почте» с композицией Кельми «Если метель».
В 1987 году в группе «Рок-ателье» появилась певица Ольга Кормухина. На фирме «Мелодия» вышла новая пластинка «Ольга Кормухина и «Рок-ателье» Криса Кельми». Сразу стали популярными на всю страну песни «Время пришло», «Я не твоя», «Усталое такси».
В «Рок-ателье» участники менялись очень часто, кого только не было в его составе: Александр Барыкин, Валентин Лезов, Павел Смеян, Вадим Усланов, Александр Смеян, Юрий Китаев.
В 1987 году Крису Кельми довелось поработать в филармонии Йошкар-Олы. С группой «Рок-ателье» он очень много гастролировал по Советскому Союзу и за границей, коллектив участвовал в фестивале «Lesien Rock Festival».
Ещё 1987 год ознаменовался для Кельми невероятным успехом – выпущенной им компопзицией «Замыкая круг». Её записали совместно 27 музыкантов, которых собрал Крис.
В конце года он принял участие в самой первой постановке «Рождественских встреч» театра Аллы Пугачёвой, с которой познакомил Криса его давний друг и сокурсник Владимир Кузьмин.
В 1988 году Ольга Кормухина ушла из группы и с этого времени «Рок-ателье» начало работать самостоятельно. Вышла песня «Ночное рандеву», мгновенно ставшая хитом.
Полная дискография Криса Кельми включает в себя довольно много выпущенных альбомов:
Название диска | Год выпуска |
«Распахни окно» | 1981 |
«Ольга Кормухина и Крис Кельми» | 1988 |
«Открой свой Сезам» | 1990 |
«Леди Блюз» | 1991 |
«Creates Hits К. Кельми» | 1992 |
«Лучшие хиты» | 1993 |
«Ни о чём не жалей» | 1994 |
«Високосное лето (лучшие песни 1972-1979)» | 1996 |
«Ветер декабря» | 1998 |
«Имя на песке» | 2001 |
Сборник «Усталое такси» | 2003 |
«Без лишних слов, ненужных фраз» | 2008 |
В 1990 году Крис Кельми получил приглашение от журналиста Евгения Додолева для приезда в США (Атланту) на запись сета для американского музыкального канала. Крис принял предложение, покинул группу «Рок-ателье». С этого времени началась его сольная карьера.
Когда Крис Кельми не на сцене
Крис Кельми считает, что русский балет, русское метро и русские женщины лучшие в мире.
Русская музыка в его понятии – это «Подмосковные вечера» и «Калинка», как будто сувенирчики, которые можно увезти с собой на память из России.
Старший брат музыканта Валентин Арьевич Кельми работает руководителем детской театральной студии. Второй брат Евгений Арьевич Кельми трудился много лет рядом с Крисом, был его администратором.
Более 30 лет Кельми женат на одной единственной женщине – Людмиле Васильевне. Его супруга домохозяйка. В 1988 году у пары появился сын, его назвали Кристиан.
Крис Кельми любит спорт и занимался им с детства. Для него это не просто хобби, а образ жизни. В молодости даже выступал в юношеской теннисной сборной Советского Союза, его последним тренером был Шамиль Тарпищев. Увлекается также футболом, принимает участие в команде звёзд «Старко», любит поплавать в бассейне. Обожает смотреть спорт по телевизору и болеть за любимых спортсменов.
Крис верит в жизнь после смерти. Он уверен, что родители видят нас с небес и помогают по жизни, направляя в трудные минуты в нужное русло.
Комментарии
Гость - 15 декабря 2016 - 20:44
Крис,трудно поверить, что у тебя есть проблемы. Надо искать дверь, которая откроет новую жизнь.Мужик, соберись жизнь коротка. Будь здоров. Успехов в этой жизни.
Василий. МИИТ ф-т МТ 1972-77
Добавить комментарий