Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet, 1840─1926) — выдающийся французский живописец-новатор, один из основателей художественного направления импрессионизм. Он совершенно по-новому стал изображать цвета на своих картинах, полностью отказавшись от черной тени.
Моне стремился отобразить сиюминутное впечатление от происходящего, желая остановить время хотя бы на мгновение. Его глубина понимания и отражения естественных тонов природы до сих пор остается никем не превзойденной. Сегодня картины маэстро стоят миллионы, подчеркивая гениальность их создателя.
Детство и юность
Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Но здесь он провел только самое раннее детство, так как в 1845 году семья переехала в нормандский город Гавр, где пройдут его оставшиеся детские годы. В школе будущий великий художник ничем особо не блистал, кроме уроков рисования. Особенно хорошо у него получались карикатуры, которые пользовались определенным успехом. Они продавались в местном художественном салоне по 20 франков.
Однако отец Адольф не особо радовался этим успехам, так как рассчитывал увидеть Клода продолжателем своего дела. Но юноше удалось отстоять право самому выбирать свой жизненный путь и в этом ему помогла родная тетя, взявшая на себя опеку над сыном после смерти в 1857 году его матери. Тем более она сама неплохо рисовала на любительском уровне.
В это время Моне знакомится с известным художником, страстным поклонником пленэра Эженом Буденом, который раскрыл ему некоторые секреты живописной работы с натуры. Работая вместе с наставником, юный Клод откроет свое истинное предназначение — писать картины на природе. «У меня словно пелена спала с глаз», — сказал Моне.
Позднее он напишет Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым меня научили видеть и понимать». В 1859 году он вернулся на родину в богемный Париж, где работал в студии для бедных художников, не забывая посещать галереи и выставки.
Дальнейшему развитию таланта художника помешала армия, куда Моне призвали в 1861 году. Правда, из положенных семи лет он пробудет на службе в Алжире в кавалерийских войсках только два года, и причиной этому была очень веская — болезнь тифом. Это обстоятельство вместе с помощью беспокойной тети, откупившей его от службы за 3 тысячи франков, помогли ему вскоре вернуться домой.
На пути к славе
Натура художника требовала продолжения учебы, и Клод поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в нем по причине не удовлетворявших его подходов к живописи. Вместо этого он направляется в мастерскую известного представителя академического искусства Ш. Глейра, где тоже особо ничему не научился, так как здесь предпочтение отдавалось полотнам на мифологические сюжеты. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.
В 1863 году они начали писать с натуры в лесу Фонтебло под Парижем. Именно здесь из-под его пера выходит картина «Дорога в Шайи». Это еще не шедевр, перевернувший мировое изобразительное искусство, но уже заявка на что-то большее, нежели просто академический пейзаж.
Начало импрессионизма
В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Это была его версия одноименной картины Э.Мане, которую он решил переплюнуть, сделав полотно в 4 раза больше. Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, поэтому до нас дошли лишь два фрагмента. Художник попытался поместить фигуры на естественном фоне, сделав акцент на природные объекты. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К.Донсье. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде.
Следующая картина «Женщина в саду» создавалась полностью на пленэре, для чего живописец вырыл специальную траншею, чтобы двухметровое полотно могло перемещаться вверх-вниз. Во время написания он долго ожидал нужного освещения, и только после этого приступал к работе. Моне был убежден, что картина должна быть выполнена на основе определенной световой схемы. Несмотря на все старания, жюри салона 1867 года отклонило эту работу.
Рубеж 60─70 годов XIX века Моне проведет вновь в привычной бедности, часто переезжая в поисках лучшей доли. Живший неподалеку О. Ренуар даже воровал хлеб у собственной матери, чтобы накормить семью друга.
Переворот в живописи
Моне был абсолютно нестудийным художником. Его место было на природе, в окружении воды и деревьев. Это давало ему возможность почувствовать сиюминутность происходящего. Кроме того, он восхищался красотой естественного освещения и старался максимально естественно передать его на своих полотнах.
Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. Новые картины, написанные крупными мазками, выхватывают из потока времени мимолетное впечатление, преподнося зрителю важные детали происходящего. Художник находит новый подход к изображению цвета, отказавшись от использования смешанных оттенков и работая только с чистыми цветами. Это открытие повлекло за собой еще одну находку — эффект цвета во многом зависит от окружающих оттенков. Теперь Моне совершенно по-другому работает с тенью. Если раньше ее писали в основном темными цветами, то сейчас живописец стал рисовать ее в соответствии с окружающим цветом. В результате появилась совершенно новая живопись, основанная на убеждении, что тень не бывает черной.
После начала франко-прусской войны Моне переезжает в Англию, чтобы избежать армейского призыва, ведь он был убежденным противником Наполеона III. Здесь он знакомится с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который станет одним из его лучших друзей. Он купил большую часть его картин, что позволило после возвращения на родину приобрести домик в Аржантее, где Моне проживет до 1878 года. Это один из счастливых периодов жизни живописца, нашедший воплощение в серии замечательных картин — «Паруса в Аржантее», «Впечатление. Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки».
Интересно, что в отличие от многих предшественников Моне в одинаковой манере изображает небо, воду и окружающий пейзаж, не разделяя их стилистически. Чтобы более точно изобразить реку, Моне создает плавающую мастерскую, которую помещал в нужном месте, ставя на якорь.
В 1874 году в Париже прошла выставка работ импрессионистов, так называемого «Анонимного общества», где одним из критиков и было дано название этому направлению, тождественное наименованию картины «Впечатление».
Жизнь в Живерни
Поднакопив определенное состояние, Моне доверяет ведение своих финансовых дел бизнесмену Э. Гошеде, однако тот вскоре обанкротился. Это вынудило объединить оставшиеся капиталы двух семей и переехать в небольшую деревушку Ветей. К несчастью, умирает любимая жена Камилла, и Клод остается один с двумя сыновьями. Вскоре у него завязывается роман с Алисой Гошеде, косвенным признаком которого служит отъезд ее мужа из Ветей, однако официально они узаконят отношения только после смерти Эрнеста.
В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни — деревню на берегу Сены. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние. Часть его он направил на расширение своего любимого сада, который станет присутствовать на многих полотнах этого творческого периода. Клод начинает работать в интересной технике, занимаясь написанием нескольких полотен одновременно. Этим он пытался передать освещение и состояние вида в кратчайшее время, зачастую заканчивая писать картину всего за полчаса.
Моне интересуют многообразные состояния природы, которые отличаются в зависимости от типа погоды и времени суток. В результате он создает серию полотен-вариаций на одну сюжетную тему, но с разным содержанием. Ярким примером этому служит серия картин о мысе Антиб, который художник успел изобразить утром, после полудня, осенью, летом и весной.
Клод Моне прожил долгую жизнь, пережив обоих жен и старшего сына Жана. После перенесенной операции на глаза из-за развившейся катаракты он сумел вновь обрести зрение, но стал по-другому воспринимать цвета. Поэтому его поздние картины были написаны в новой манере. К примеру, «Водные лилии» изображены голубоватыми, хотя обычный человек воспринимает их белыми.
Скончался великий художник-новатор 5 декабря 1926 года в Живерни, где провел последние 30 лет своей жизни и похоронен на местном церковном кладбище.
Добавить комментарий