Клавдия Ивановна Шульженко — народная артистка СССР, певица и актриса. Она родилась 24 марта 1906 в украинском городе Харькове. Певицу любили по всему миру, до сих пор немногим удалось достичь даже сотой доли её фееричного успеха.
Много лет назад именно голос Клавдии Ивановны вселял веру и надежду в сердца миллионов солдат, даже раненые бойцы ненадолго забывали о боли, благодаря её песням. Её называли советской Эдит Пиаф. Умерла эта талантливая женщина 17 июня 1984 года в Москве, похоронили её на Новодевичьем кладбище.
Юные годы и первые исполнения песен
Члены семьи девушки имели отношение к творческой деятельности. Отец Клавдии работал бухгалтером, но в свободное время любил играть на духовом инструменте и петь соло.
Периодически он выступал с любительским оркестром перед публикой, юная Шульженко была в восторге от приятного баритона Ивана Ивановича. В их дворе собирались соседи со всех улиц, когда семья Шульженко разыгрывала спектакли и концерты.
Малышка Клава восхищалась актрисами немого кино, мечтала связать жизнь с этим видом искусства. С годами это желание только укрепилось. В гимназии девушка получала истинное удовольствие от изучения и декламации стихотворений, также отлично давался ей французский язык.
В то же время отец видел свою дочь исключительно в музыке, несмотря на её пренебрежительное отношение к собственному таланту. Неизвестно, как сложилась бы судьба Клавдии, если бы не Никита Чемизов, преподаватель Харьковской консерватории и профессор. Родители отдали её к нему на обучение, после чего музыкант тронул сердце девушки словами о том, что её голос поставлен от природы, нужно лишь развивать и совершенствовать его для достижения успеха.
Карьера в кино и театре
Весной 1923 года Шульженко начала делать первые шаги на пути к актёрской карьере. Клавдии не было и семнадцати лет, когда она пришла на прослушивание к Синельникову. Для смелости девушка взяла с собой подругу, они спели несколько песен на украинском и русском языках, затем сыграли этюд. Подруге режиссёр отказал, а Клавдию с удовольствием взял в театральную труппу. Одновременно с этим девушка пела в хоре при том же Харьковском театре драмы.
Дебютом актрисы стала роль в оперетте «Перикола», далее она принимала участие в таких постановках, как «Казнь» и «Дети Ванюшина», где играла певицу. В первом из них и состоялся музыкальный дебют девушки.
По завершении спектаклей Клавдия продолжала выступать. Она пела на летних эстрадных площадках, в рабочих клубах и дивертисментах. Её простые композиции символизировали жизнь народа, до сих пор они считаются образцами современной бытовой песни.
О характере Шульженко ходят разные слухи, но можно сказать лишь то, что женщина осознавала свои достоинства и не страдала заниженной самооценкой. Все слова, сказанные ею, достигали глубины сердца слушателей, Клавдия заслуженно считала себя символом эпохи.
Музыкальная деятельность
В 1930-х годах к певице понемногу начала приходить известность. На её концертах собирались полные залы, девушка постоянно гастролировала, первые песни были записаны на пластинки. В конце 1939 года артистка участвовала в первом всесоюзном музыкальном конкурсе и стала его безоговорочным лауреатом, благодаря композициям «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка». Эти три песни, представленные Шульженко, произвели впечатление на критиков и посетителей премии.
Во то время, когда началась война, Клавдия находилась в Ереване. Она добровольно вступила в ряды армии, дала более 500 концертов за первый год блокады. Женщина выступала перед военными, в госпиталях крутили её пластинки. В 1941 году появляется композиция «Синий платочек», которая со временем стала легендарной и узнаваемой практически всеми жителями бывшего СССР.
Через год певицу наградили медалью, а 9 мая 1945 ей присудили орден Красной Звезды. Летом девушка стала заслуженной артисткой РСФСР. Клавдия заставляла людей думать о действительно важных вещах, её меньше всего интересовало визуальное обрамление выступлений.
Семья и личная жизнь
В 1928 году Клавдия встретила одессита Владимира Коралли. Он постоянно разъезжал со звёздами эстрады, выступая в качестве конферансье и всячески развлекая публику. Остроумный и талантливый парень впечатлил девушку, но пообщаться ближе им удалось не сразу.
В 1930 году девушка вышла замуж за Владимира. В 1932 году Шульженко родила сына. Много лет они вместе гастролировали и вдохновляли друг друга, но в канун нового, 1956-го, года поссорились. Впервые за 25 лет они встречали праздник раздельно, вскоре после этого Коралли развелись. Никто из них не мог объяснить причины столь внезапного расставания. Ходили слухи, что союз этой пары был скорее творческим. Они идеально понимали друг друга, но о любви говорить было глупо.
За свою жизнь актриса получила колоссальное количество любовных посланий, поклонники относились к ней с трепетом и теплом. Она читала их все, но был человек, чьи письма особенно тронули певицу. Звали его Георгий Епифанов. Мужчина влюбился в Клавдию ещё в 1940 году. Из разных стран и городов он регулярно отправлял ей открытки, Шульженко отвечала ему благосклонно. Через много лет они, наконец, познакомились в реальной жизни, благодаря Марианне Семеновой.
Но была и одна проблема, а именно возраст Георгия. Он был младше женщины на 12 лет. Учитывая нравы того времени, люди начали шептаться за их спинами. Несмотря на это, в 1957 году пара заключила брак. Девять лет они жили счастливо, но Клавдии было трудно поверить в то, что её так сильно любят, постоянные сомнения терзали певицу. Именно поэтому ревность и недоверие разделили их пути на десять лет.
Однажды Шульженко заметила Жоржа (так она называла Епифанова) на своём концерте, он стоял в одном из первых рядов. В этот момент женщина поняла, что не любила никого сильно, и прямо со сцены попросила бывшего мужа вернуться и простить её. Пара объединилась, после этого они были счастливы вплоть до дня смерти Клавдии. Георгий пережил её на 13 лет. На год раньше произошла смерть Владимира Коралли, завещавшего похоронить его рядом с бывшей женой.
До сих пор память артистки чтят во многих городах. Родной Харьков может похвастаться музеем имени Шульженко, также ежегодно проводятся фестивали в её честь.
Добавить комментарий