Биография Владимира Атлантова

Владимир Атлантов
Дата рождения (день и год): 
19.02.1939
Возраст:
85
Место рождения: 
Санкт-Петербург, Россия
Знак зодиака: 
Водолей
Цвет глаз: 
Карий
Семья: 

Жена - Тамара Андреевна Милашкина.
Дети - Лада Атлантова.
Родители - Андрей Петрович Атлантов, Мария Александровна Елизарова.

Youtube: 

https://www.youtube.com/@Atlantov_Milashkina

Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Атлантов,_Владимир_Андреевич

Владимир Атлантов – самый выдающийся русский тенор второй половины 20-го века, символ расцвета советской вокальной школы того времени. Два десятилетия Атлантов пел в Большом театре, затем еще восемь лет блистал на лучших мировых оперных сценах. В феврале 2024-го отметил 85-летие.

Детские и юношеские годы

Владимир Андреевич Атлантов родился в феврале 1939-го года в Ленинграде. Его родители были известными оперными певцами. Отец, Андрей Атлантов, солировал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, славился выдающимся басом.

Мать, Мария Елизарова, обладавшая лирическим сопрано, пела на одной сцене с Федором Шаляпиным. Служила в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова и Малом академическом Ленинградском оперном театре. Позднее работала консультантом по вокалу в Кировском театре.

Мария Александровна в молодости окончила Смольный институт благородных девиц. Своему сыну она передала многие воспринятые ею ценности, в том числе – правильное отношение к вере. Владимир Атлантов всегда придерживался десяти божественных заповедей.

Природа и родители наградили Владимира Атлантова великолепным вокальным дарованием. Его голос – тенор красивого «бронзового» тембра, был очень сильным, а пение – темпераментным, страстно увлеченным. Его нередко сравнивали с Энрико Карузо.

Владимир Атлантов
Кроме выдающихся вокальных данных, Атлантов обладал и недюжинными внешними

Вопроса о том, кем быть, для наследника оперных певцов не стояло: он намерен был повторить славный путь родителей. Но прежде молодой человек упорно учился пению. В 1956-м году окончил Хоровое училище при Ленинградской государственной академической капелле, получив специальность «хормейстер».

Через семь лет завершил обучение в Ленинградской консерватории на вокальном факультете. Еще в студенческие времена, в 1961-м, состоялось его дебютное выступление на сцене Театра оперы и балета Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Он блестяще исполнил партию Ленского в «Евгении Онегине».

Критики всегда находили в творчестве Атлантова особенности, отличавшие его пение от исполнения коллегами тех же образов. Например, о Ленском в трактовке Атлантова говорили, что певец создал необычное прочтение образа пушкинского Владимира. Сохранив его поэтическую вдохновенность, нежность и пылкость характера, певец выявил драматическую тему крушения юношеских идеалов, показал молодого человека горячим, страстным и бескомпромиссным.

Певческая карьера Атлантова

Еще до окончания консерватории Владимира приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета (ныне это Мариинский театр). Год числился стажером, но как только диплом оказался на руках, стал солистом театра. Певец вспоминал, что там ему удалось спеть партию Германа в «Пиковой даме», Альфреда в «Травиате», Хозе в «Кармен» и другие.

Певец с благодарностью вспоминал время стажировки в миланском театре «Ла Скала» у самых известных в то время оперных певцов. Он совершенствовал свою вокальную технику у Дженнаро Барра, отточил под руководством концертмейстера и дирижера Пьяцца несколько ведущих партий на итальянском языке. В его репертуар вошли арии из опер «Бал-маскарад», «Богема», «Тоска», «Риголетто».

Критики впоследствии писали, что «в Италии произошло соединение эмоционально раскрепощенного состояния певца с раскрепощением вокала».

В 1964 году Владимир Атлантов выступил в «Ла Скала» в составе труппы Большого театра. Хотя в самом театре он стал служить только с 1967-го года. Атлантов любил Кировский театр, еще больше – родной город Ленинград, где пережил блокаду, где начинал певческую карьеру, где достиг первых профессиональных успехов. Однако после побед на нескольких престижных международных конкурсах Атлантова приказом по министерству культуры, игнорируя его несогласие, перевели солистом в Большой театр.

В 1967-м году он переехал в Москву. Министр культуры Екатерина Фурцева посчитала, что такой певец должен блистать на главной сцене страны. Атлантову, коренному питерцу, человеку, обожающему свой город, выполнение этого приказа далось с большими душевными муками... В Большом театре карьера Атлантова еще более окрепла. У него были лучшие партии, гастроли по миру.

Владимир Атлантов
Владимир Атлантов в образе Ленского

По поводу поездок за границу исполнитель как-то высказался довольно жестко: «Нас выставляли, как арабских скакунов. Мы побеждали, и нас ставили в стойло». Слава певца Атлантова скоро вышла за пределы Советского Союза. Он концертировал в Венгрии, Франции, Японии, Италии, Канаде, США. Всюду на его выступлениях были полные залы. И везде исполнителя признавали выдающимся тенором современности.

Признание

Атлантов завоевал первую премию и золотую медаль Международного конкурса им. П. И. Чайковского в 1966-м году в Москве, первую премию Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии в 1967-м году, премию Международного конкурса вокалистов в канадском Монреале в 1967-м году, Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки в 1978-м.

В 1967 году получил звание Заслуженного артиста Российской Федерации, в 1972 – звание Народного артиста РСФСР, в 1976 – Народного артиста Советского Союза. Владимир Атлантов – один из немногих музыкантов-иностранцев, награжденных почетным званием «каммерзенгер». Оно присваивается правительствами Австрии и Германии наиболее достойным и заслуженным певцам, преимущественно – гражданам этих стран.

По поводу своих наград и званий Владимир Атлантов говорил: «Я никогда не был амбициозен и тем более тщеславен. Мне было неловко петь хуже других – вот и всё».
Владимир Атлантов
В роли Германа в «Пиковой даме»

Эмиграция

В 1988-м году биография оперного певца Владимира Атлантова резко изменилась: он эмигрировал из СССР. Этот шаг требовал в то время немалого мужества и решительности. Кто-то говорит, что Атлантов зазвездился, получил все возможное в Союзе и этого ему было мало. Другие парируют: в Большом ему не давали раскрыться в полную силу, не шли навстречу, когда мировые оперные театры приглашали исполнителя к сотрудничеству.

Так или иначе, выбор был сделан в пользу западной модели работы, когда артисты из разных мест собираются на постановку, получают вознаграждение за свое выступление и после определенного количества спектаклей разъезжаются. Система работы в Большом театре, когда люди десятилетиями «варятся в одном котле», погрязая в интригах, склоках и других проблемах, его не устраивала. Карьера на Западе была очень успешной.

Атлантов выступал на крупнейших оперных сценах Европы и США, стал настоящей звездой международной оперной сцены. Его приглашали на самые престижные фестивали и в лучшие театры мира: Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден. Каждое выступление певца заканчивалось бурными овациями, сопровождалось доброжелательными рецензиями музыкальных критиков.

Владимир Атлантов и его жена Тамара Милашкина, не менее известная оперная певица, поселились в Вене, где знаменитость живет и сейчас. Объясняя выбор нового места жительства, говорили, что этот город с музыкальными традициями находится в центре культурной жизни Европы, откуда удобно летать и ездить в любые театры, и климат там комфортный для певцов. Артисты никогда не называли себя диссидентами. Напротив, подчеркивали, что остаются россиянами.

Владимир Атлантов
Спеть на сцене Большого театра Отелло было мечтой Атлантова. Она исполнилась в 1978-м году. А позднее в Вене его признали лучшим исполнителем партии Отелло

Последним спектаклем, в котором пел Владимир Атлантов, был спектакль «Паяцы», поставленный в 1996-м году в Германии. Больше исполнитель на сцену в качестве оперного певца не выходил. Ему в то время было только 57 лет. Когда удивлялись столь раннему уходу от творчества, Атлантов объяснял, что хотел уйти со сцены на пике возможностей, когда тебя все хотят, а не когда «просят всевышнего, чтобы больше не приезжал».

Про тех оперных звезд, кто не в силах расстаться с публикой, даже закатившись за зенит своего искусства, говорил, что это либо гордыня, либо потеря вкуса. Однажды сказал: «Если бы я продолжал петь, не знаю, дотянул бы до этих лет или нет».

Жизнь на пенсии

Владимир Андреевич несколько раз приезжал в Россию. Давал мастер-классы в консерватории Санкт-Петербурга, устраивал показательные выступления для молодых певцов Мариинского театра. Участвовал в концерте, посвященном 300-летию Петербурга. В 2002-м году учредил специальный приз «За артистизм» на пятом Конкурсе имени Римского-Корсакова и вручил его Владиславу Сулимскому.

Владимир Атлантов
Теперь Владимир Андреевич не поет, а только слушает других

Исполнитель выпустил много дисков с записями своих классических партий из лучших оперных произведений, русских романсов и арий из оперетт. Они звучат не только на русском языке, но также английском, испанском, итальянском, немецком.

Личная жизнь

Владимир Андреевич был женат дважды. Обе жены имеют отношение к классической музыке, так что личная жизнь оказалась тесно связанной с профессиональной. Первая супруга – Фарида Халилова, известная пианистка и преподаватель Московской консерватории. В 1963-м году у Владимира и Фариды родилась дочь Лада. Она живет в Москве, по образованию концертмейстер, преподает в Консерватории. Ее сын Михаил носит двойную фамилию – Казиев-Атлантов. Он кинопродюсер.

Второй женой артиста стала оперная певица Тамара Милашкина. Настоящая фамилия артистки – Мирненко. Милашкина – сценический псевдоним. По таланту и регалиям Тамара Андреевна не уступала прославленному мужу. Тоже была призером Всесоюзного и международных конкурсов вокалистов, Заслуженной и Народной артисткой РСФСР и СССР, лауреатом Государственной премии имени М. Глинки, кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

Атлантов и Милашкина
Многие годы Атлантов и Милашкина были партнерами не только в жизни, но и на сцене

Вплоть до 1990-го года она выступала в Большом театре, потом уехала к мужу в Вену. На пенсии семья певцов много путешествовала. Особое внимание уделяли музеям. Любили рыбалку, охоту, причем Тамара Андреевна тоже стреляла из ружья. Она умерла в январе 2024-го года. Ей было 89 лет. Похоронена в Вене на Русском кладбище.

Интересные факты

  • В Большом театре исполнил 18 партий.
  • Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени.
  • Мечтал петь как Марио Ланца.
  • Снялся в фильмах «Каменный гость», «Верьте мне, люди», «Отелло», «Царская ложа» и других.
  • В 1973-м году участвовал в праздновании столетия Э. Карузо, и «восторг зрителей от его выступлений был ничуть не меньшим, чем от выступлений Паваротти и Марио дель Монако».
  • Критически относится к мемуарам, называя их «своеобразной формой предательства, доносительства».
  • В современной опере считает большим недостатком «всеядность», когда нет четкого разделения: лирический тенор, героический, драматический. И Отелло поет лирический тенор, что смешно и нелепо.
  • Был знатным охотником и рыболовом. Ходил на кабана и оленя. Ловил форель, щуку, карася, карпа. Но больше ценил не трофеи, а общение с природой.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий