Дети - Ирина Олеговна Лачина
Родители - Андрей Фомичев, Идес Сухая
Светлана Андреевна Тома – актриса кино и театра. Первую награду получила за роль в фильме «Красные поляны» за лучший дебют. У актрисы два звания: Заслуженная артистка Молдавской ССР и Российской Федерации. В 2008 Светлана Тома получила звание Народной артистки Республики Молдовы. Достижения актрисы были отмечены Россией Орденом Дружбы.
Творческая биография Светланы Тома привлекает тем, что в фильмографии актрисы насчитывается более 60 работ. В настоящее время актриса играет в театре и проводит концертные вечера. Ее с удовольствием приглашают на телевидение.
Детство и семья
Родители актрисы познакомились в Кишиневе, несколько лет спустя переехали в Бельцы, где отстающий колхоз, благодаря стараниям отца актрисы Андрея Васильевича Фомичева, превратился в миллионник. По образованию он был зоотехником родом из Воронежской области.
Мама Ида Сауловна, молдаванка по национальности, родилась в интеллигентной аристократичной семье. Любовь вспыхнула между молодыми людьми такая, которую они пронесли через всю жизнь и передали своим детям – двум дочерям.
Светлана появилась в мае 1947 года в семье любящих супругов в Кишиневе. В столице Молдавии они прожили недолго. Отца девочки партия отправила поднимать отстающий колхоз. Андрей Иванович Фомичев стал руководителем захудалого хозяйства неподалеку от города Бельцы.
После переезда семьи в деревню детство Светланы разделилось на «деревенское» и «городское». Половину времени ребенок проводил с родителями в деревенском доме, где принимал участие во всех домашних хлопотах, вторую половину – в Кишиневе с мамиными сестрами в городской квартире с удобствами.
Вспоминая детство, Светлана Андреевна отдает предпочтение пребыванию в деревне. Там было убежище в саду: на огромном раскидистом дереве можно было после забот предаваться чтению или мечтам. Благодаря жизни в колхозе Светлана научилась всему, что положено уметь сельской девочке: косить, ухаживать за домашними животными и растениями, доить.
Под ее ответственность были определены теленок и жеребенок. За ними Света ухаживала, пока те не превратились во взрослых корову и лошадь. В школу девочка пошла в 6 лет. Это была обычная деревенская школа. В одной комнате одновременно занимались четыре класса: один ряд – один класс. Жизнь в Кишиневе была иной.
Она постигала правила этикета. Светлану усаживали за стол с книжками подмышками и на голове, пытаясь привить ребенку достойные манеры. Она должна была разбираться в столовых приборах, знать, какой к чему подается. Тетушки боялись «испортить» девушку комплиментами, никогда не говорили, что Света красива.
Кино и первый успех
После окончания школы Светлана приехала в Кишинев к тетушкам. Девушка планировала поступить на юридический факультет. Выбор на эту профессию пал благодаря одной из тетушек – доктору юридического права, выпускнице Сорбонны. Она мастерски рассказывала истории из практики. Светлане хотелось испытать собственные силы в юриспруденции.
Судьба распорядилась по-своему. Незадолго до подачи документов в вуз, Света стояла на троллейбусной остановке, когда к ней подошли двое. Они хвалили ее внешность и предлагали сняться в кино. Первая мысль девушки была: «Мошенники». Такой вывод жительница деревни сделала со слов дядюшки.
Он требовал от племянницы быть начеку, мол, в городе много проходимцев. Но телефон тетушек все-таки оставила. На следующий день в их квартиру набилась делегация из пяти человек от киностудии во главе с режиссером Эмилем Лотяну. Разговор закончился тем, что делегатов отправили к родителям Светы.
Препятствие не остановило молодого амбициозного режиссера, на следующий день посетившего Бельцы. Мама согласилась отпустить дочь быстро, а вот отец потребовал от Лотяну расписку, которую тот написал под диктовку сурового родителя. Расписка свидетельствовала, что Светлана вернется после съемок в целости и сохранности.
Воля режиссера исполнялась мгновенно. Принесенные гири были привязаны к ногам актрисы, пришлось ходить с ними и плакать несколько часов. Зато сцена, где героиня стремглав бежит в сапогах по высокой траве, была сыграна идеально. После утяжелителей Светлане показалось, что она не бежит, а летит.
Жесткость руководителя на съемочной площадке стала причиной побегов 19-тилетней актрисы домой в Бельцы. Родители выслушивали жалобы дочери. Эмиль Лотяну приезжал за беглянкой, она беспрекословно возвращалась на работу.
Еще одной причиной серьезного разговора Эмиля Владимировича с Андреем Васильевичем стала смена фамилии Светланы. По паспорту актриса по сей день Фомичева. Режиссер пытался убедить Андрея Васильевича в том, что его дочь должна взять фамилию Тома – прабабушки-француженки по материнской линии, иначе популярности не видать. Убедить председателя колхоза удалось не сразу.
Первый опыт работы в кинематографе принес Светлане Андреевне признание в виде приза «За лучший дебют», врученный в 1966 году Марленом Куциевым. Он стал путевкой в жизнь. Света подала документы не в юридический вуз, как планировала, а в ЛГТМиК – получить актерское образование.
Мировую известность актрисе принесла совместная работа с Лотяну спустя 10 лет после фильма «Красные поляны». Выход на экраны картины «Табор уходит в небо» стал звездным часом Светланы Тома. Право на демонстрацию выкупили 112 стран.
Этот рекорд не побила ни одна работа советских кинематографистов. Сценарий написал режиссер лично, но «добро» сверху на главную роль Светлане Тома дано не было. Эмиль Владимирович отстаивал участие любимой актрисы в «Таборе» до конца, отсняв несколько проб. Это была их пятая совместная работа.
Фильм снимался в Карпатах и знаменит тем, что содержит много импровизированных моментов. По словам Светланы Андреевны, такой подход дает кинематографическому произведению искусства особую энергетику.
Коллектив кинематографистов, создавших «Табор», выезжал на фестиваль в Испанию – в Сан-Себастьян на две недели, для представления работы на международном конкурсе. В Сан-Себастьяне работу оценили высшей наградой – «Золотой Раковиной». После выхода картины на экраны кинотеатров актриса три года ездила по стране.
Личная жизнь
Первые чувства у Светланы Андреевны вспыхнули во время съемок «Красных полян» к Эмилю Лотяну. Девичья влюбленность переросла в страсть, позже в уважение и отношения близких людей. Гражданский брак режиссера и актрисы продлился 10 лет, после чего Лотяну нашел новую музу.
Очень требовательный и жесткий на съемочной площадке, режиссер оставлял рабочие отношения за порогом. Дома он становился для Светланы «папой, мамой, няней, братом», но жизнь с творческим человеком подобного уровня – испытание. Лотяну был «вне быта», несмотря на то что прекрасно готовил и любил принимать гостей. По словам Светланы Тома, в лексиконе возлюбленного не было фразы «я тебя люблю».
Когда в жизни Эмиля появилась другая женщина, Светлана неожиданно для себя согласилась на предложение руки и сердца актера-однокурсника Олега Лачина. Это был светловолосый красавец с голубыми глазами. Сыграв свадьбу, молодожены уехали в Тирасполь.
Из-за работы Светлана отсутствовала в городе, когда ее мужа постигла беда. Он погиб на Днестре, попав под быстроходный катер на лодке. Брак продлился около полутора лет. У супругов родилась дочь Ирина. Когда отец погиб, ребенку исполнилось 8 месяцев. После смерти Олега Лачина заботу о Светлане взял на себя Эмиль Владимирович.
Из-за работы актриса не могла находиться с дочкой постоянно и отправила ее в деревню к родителям. Ирина Лачина в интервью упоминает, что отца ей заменил дедушка, что она не чувствовала нехватки душевного тепла, настолько ей было хорошо в доме маминых родителей.
В следующий раз Светлана Тома вступила в брак после пятидесяти. Ее мужем стал драматург Андрей Вишневский на 15 лет младше актрисы. Супруги прожили вместе 10 лет. Инициатором расставания стала Светлана – почувствовала, что отношения себя изжили.
По сей день актриса верна памяти Эмиля Лотяну. Он стал эталоном мужчины, по которому Светлана Андреевна мерила представителей сильной половины человечества. До сих пор она отмечает дни рождения и годовщины смерти некогда близкого мужчины.
Актриса понимала, что таланту нужна каждый раз новая муза и «самоустранялась», когда видела потребность режиссера в новой влюбленности. Своего кумира она называла по имени-отчеству и на «Вы», не иначе, даже во время совместного проживания в гражданском браке.
Интересные факты
- Впервые на мамино представление в театр Ирина Лачина пришла в трехлетнем возрасте. В сцене, где злой дядька бегает за маминой героиней с топором, девочка вскочила с места и бросилась на сцену ее спасать. Ребенка остановили бабушка и билетерши. В следующий раз после инцидента Ирина попала на театральное представление в семь лет.
- Эротическую сцену в фильме «Табор уходит в небо» снимали на реке, когда стояла осень, было холодно, температура воды – около восьми градусов. Чтобы актеры не простудились, Эмиль Лотяну велел раздобыть гусиного жира и натереться им. Остальные участники съемки стояли в теплых куртках.
- С регистрации брака с Андреем Вишневским Светлана Владимировна первый раз сбежала из загса, объяснив побег тем, что не готова к такому серьезному шагу.
- Волосы цыганки Рады должны были быть черными как смоль, поэтому Светланины каштановые подкрашивали регулярно краской советского производства «Гамма». После съемок на голове актрисы красовались жалкие остатки некогда роскошных волос. Когда на фестивале в Сан-Себастьяне к ней подошел владелец сети парикмахерских, то предложил услуги по восстановлению красоты. «С таким лицом волосы должны выглядеть иначе», – объяснил хозяин салонов. Светлана в течение двух недель, пока длился киноконкурс, лечила волосы. По окончании курса ее было не узнать: модная прическа на блестящих здоровых волосах выглядела потрясающе.
Часто задаваемые вопросы
Чаще всего актрисе задают вопросы о внешности, каким образом Светлане удается оставаться привлекательной в столь почтенном возрасте. Она отвечает, что нельзя предаваться негативным чувствам, особенно агрессии, и правильно питаться. Под правильным питанием актриса понимает вегетарианство. В ее рационе мясо отсутствует на протяжении 30-ти лет.
Большое внимание звезда советского кино уделяет спорту и каждый день выполняет комплекс физических упражнений, чтобы быть в форме. Ей это удается: она влезает в наряды, которые одевала в 17-тилетнем возрасте.
Актриса – хорошая мама и бабушка, и в связи с этими фактами Светлану Андреевну расспрашивают о воспитания детей. Она приверженец японской системы, которая подразумевает полную свободу детей до 7 лет.
Звезду спрашивают о впечатлении от общения с филиппинскими хилерами. Женщина присутствовала на операции, когда приезжала в страну с делегацией кинематографистов на премьеру очередной работы. Опыт взаимодействия с хилерами актрисы был плачевным. После визита к филиппинским магам она обессилела и неожиданно теряла сознание. Пришлось восстанавливать силы у целительницы Джуны.
Светлана Тома сегодня
В настоящее время звезда востребована на театральных подмостках и в кино. Актриса – частый гость на телевидении. Ведущие телепередач признают, что она приятный в общении человек и умный, тонкий собеседник.
Добавить комментарий