Биография Сергея Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн
Дата рождения (день и год): 
09.01.1898
Возраст:
50
Дата смерти: 
11.02.1948
Место рождения: 
Рига
Знак зодиака: 
Козерог
Цвет глаз: 
Серый
Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948 годы) сумел стать классиком мирового кинематографа еще при жизни. Его картину «Броненосец Потемкин» буквально растащили на цитаты режиссеры всех времен и поколений. Фильм до сих пор считается хрестоматийным, где каждые эпизод, действие, жесты, мимика продуманы до мелочей. Советский режиссер стал автором многих фундаментальных работ по кинематографии, которые включены в учебные программы театральных вузов всего мира.

Детство, юность, становление

Биография Эйзенштейна началась в Риге. Город был центром Лифляндской губернии и относился к Российской империи. Тогда еще мир не знал, кто это такой. Зато в курсе были многие жители нынешней латвийской столицы. Семья была не просто зажиточной, но и представляла собой элиту местного культурного общества. Отец Михаил Осипович был городским архитектором. Мать Юлия Ивановна очень любила сына, но большую часть времени уделяла своим интересам. Ее дом был сродни модному салону, где принимали важных чиновников и других представителей власти.

Родители Сергея Эйзенштейна
Родители Сергея Эйзенштейна

Мальчик рос послушным сыном. Он разделял мнение отца по поводу своего будущего и готовился стать архитектором. В 1908 году он начал учиться в рижском училище, параллельно изучал иностранные языки, осваивал искусство фотографии, рисовал истории в картинках (комиксы).

На заметку.
Родители Эйзенштейна любили посещать Францию. В 1906 году они взяли с собой маленького Сергея. В Париже мальчик впервые увидел кинофильм.

В этом же году родители начали бракоразводный процесс. Мать увлекалась игрой на бирже, и это очень не нравилось отцу. Она переехала в Санкт-Петербург, а Сергей остался в Риге с Михаилом Осиповичем. Сын приезжал к ней на праздники, а в 1915-м и вовсе переехал в северную столицу, поступив в институт гражданских инженеров. Мечта отца сделать из сына архитектора практически сбылась.

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн с отцом

Политические взгляды

Здесь под воздействием старших товарищей стали формироваться его политические взгляды. Он принял Февральскую революцию 1917 года и даже поступил на службу милиционером в Нарвскую заставу. Весной его призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков. Но после октябрьских событий школа была расформирована, и Эйзенштейн вернулся в инженерный институт.

На заметку.
Сергей Михайлович не стал отсиживаться в Петрограде в период Гражданской войны. Он добровольно вступил в ряды Красной армии в качестве военного строителя.

Творческая карьера

В армии он приобщился к искусству театра, принимал участите в спектаклях, а также готовил для них декорации. Эйзенштейн до конца своей жизни считал, что именно революция сделала из него настоящего художника. После демобилизации его направили в московскую академию изучать японский язык.

Сергей Эйзенштейн
Кинокарьера была еще только в проекте

Но ему вскоре наскучило обучение, и он снова отправился искать работу в театре. На этот раз он устроился в театр Пролеткульта, а в 1921 году поступил на высшие режиссерские курсы к Всеволоду Мейерхольду. Его мастерские были единственным учебным заведением, готовящим первых советских театральных деятелей.

Сергей Эйзенштейн
Параллельно он продолжал рисовать и увлекаться фотографией, придумывая для себя новые портреты

Легенда кинематографа

В самом начале развития советского киноискусства практиковался перемонтаж зарубежных фильмов. Немое кино переводилось на русский язык таким образом, что у картины появлялся совсем другой смысл. Естественно, он был направлен на формирование социалистического мышления, критику капиталистического строя и веру в победу коммунизма.

Эйзенштейн не стал исключением, перемонтировав в самом начале карьеры триллер «Доктор Мабузе, игрок» (Фриц Ланг, 1922 г.). Затем он придумал и отснял собственную картину «Стачка», которая, несмотря на многочисленные открытия и нововведения, была неоднозначно воспринята критиками. Они посчитали, что фильм перенасыщен событиями и труден для восприятия.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

А затем появился «Броненосец Потемкин» и ни у кого не возникло желания критиковать свежий режиссерский взгляд Сергея Эйзенштейна. Заказ на съемки фильма о событиях 1905 года он получил непосредственно от советского правительства. После выхода ленты на экраны она единогласно была признана шедевром мирового кинематографа.

На заметку.
Некоторые исследователи кино ошибочно полагают, что «Броненосец «Потемкин» стал первым цветным фильмом. Это неверно, так как красный флаг, развевающийся на мачте корабля, был раскрашен вручную. Эйзенштейн лично обрабатывал каждый кадр.

В конце 1920-х годов советское правительство находило средства на отправку деятелей киноиндустрии в зарубежные страны. Сергей Михайлович отправился с группой коллег в длительную командировку по изучению опыта работы со звуковой кинотехникой. Во Франции он заключил контракт с американской кинокомпанией Парамаунт, чем очень разозлил Сталина. Когда в 1932 году режиссер вернулся в СССР, его могла бы ожидать участь Мейерхольда и других репрессированных деятелей искусств.

Свою репутацию Эйзенштейн восстанавливал вплоть до 1938 года, пока не снял фильм «Александр Невский», который стал классикой отечественного кинематографа. В начале Великой Отечественной войны картина сыграла одну из главных ролей при мобилизации добровольцев на фронт. Сергей Михайлович получил за нее Сталинскую премию.

Фильм «Александр Невский»
«Александр Невский». Вставайте, люди русские!

После повторного признания таланта со стороны власти у Эйзенштейна началась другая жизнь. Он стал преподавателем, а затем и профессором во ВГИКе, снял еще несколько значимых фильмов, получил множество наград. Накануне своего 50-летия он должен был получить Орден Ленина. Но в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года режиссер скоропостижно скончался от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Сергей Эйзенштейн и студенты ВГИКа
Сергей Эйзенштейн и студенты ВГИКа

Личная жизнь

Личная жизнь и семья Сергея Эйзенштейна сложилась вскоре после возвращения из зарубежной командировки. В 1934 году он женился на журналистке Пере Аташевой (литературный псевдоним Перлы Моисеевны Фогельман). Дети в браке не появились, но супруга до конца его дней оставалась единственным надежным другом и соратником. После смерти режиссера она собрала архив его работ и помогла составить шеститомное собрание сочинений. Она умерла в 1965 году.

Пера Аташева (Фогельман) — жена Сергея Эйзенштейна
Пера Аташева (Фогельман) — жена Сергея Эйзенштейна

Отсутствие у пары детей породило массу слухов о сексуальной ориентации Сергея Эйзенштейна. Некоторые «желтые» издания регулярно муссируют тему о том, что он был неравнодушен к красоте мужского тела. Он сам упоминал в своих воспоминаниях, что в зарубежной командировке он не раз заходил в гей-клубы на шоу трансвеститов. Но в СССР существовала статья за мужеложество, поэтому вряд ли известный кинематографист стал бы откровенничать о своих сексуальных пристрастиях. Скорее всего, западные геи и их культура стали для него экзотическим приключением.

Вклад Сергея Эйзенштейна в мировое искусство трудно переоценить. Благодаря его жене, публика узнала его и как художника. В 1961 году вышла книга его рисунков. Для мирового кинематографа он навсегда останется классиком.

Интересные факты

  • Свой первый киноролик Эйзенштейн отснял для «монтажа аттракционов» в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».
  • Перла Фогельман передала все личные вещи и архивы Эйзенштейна Союзу Кинематографистов СССР. На основе коллекции был создан музей режиссера в его двухкомнатной квартире на Смоленской.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий