Родители - Ян Иосифович Плят, Зинаида Павловна Закаменная
Ростислав Янович Плятт – звезда советского театра и кино. Народный артист, Герой Социалистического Труда.
Детство
По словам взрослого Ростислава Яновича, он родился в семье, где из-за национальности родителей должны были постоянно происходить конфликты. Народы, к которым они принадлежали, любили повоевать друг с другом. Отец – обрусевший поляк Иван Иосифович Плят – зарабатывал деньги адвокатской деятельностью.
Мать – полтавская «хохлушка» Зинаида Ивановна Закаменская – была домохозяйкой. Семейная чета не оправдывала ожиданий окружающих – интернациональная пара жила «душа в душу». Более воинственными оказались бабушки. Помогая воспитывать внука, они ревностно следили за тем, чтобы в лексиконе мальчика не было слов из лексикона противоположного лагеря. Польский и украинский языки остались неизведанными. Ростислав знал только русский.
В Ростове-на-Дону малыш жил до того момента, когда стало известно о том, что мать заболела туберкулезом. Семья переехала в регион с лучшим климатом – кавказские Минеральные Воды. Первые детские воспоминания Ростика начинаются с города Кисловодска. В памяти осталась первая реакция на искусство: посещение цирка и спектакля с участием великого Федора Шаляпина.
В восьмилетнем возрасте мальчик остался без мамы. Через год отец сошелся с женщиной, имевшего ребенка на пару лет старшего, чем Ростислав. Ростислав Плятт рассказывал, что никогда не чувствовал себя сиротой. Анне Николаевне Воликовской удалось целиком заменить малышу родную мать. У Ростика сложилось мнение, что она относилась к нему лучше, чем к родному сыну.
Семья переехала в Москву. В школе, где учился Ростислав, до революции размещалось элитное учебное заведение – гимназия Медведниковых. В наследство от царского прошлого досталось отличное строение с помещением, пригодным для театральных постановок. На сцене школы проводили свои репетиции студийцы МХАТа. Драматический кружок появился и в самой школе.
Дети охотно осваивали науку перевоплощения. Режиссером одного из ученических спектаклей стал артист Малого театра В.Ф. Лебедев. Когда пятнадцатилетнего Плята загримировали для роли генерала, Ростислав увидел себя в зеркале и не узнал. В голове появилась мысль: «Как это прекрасно. Сколько же образов других людей я могу создать!». И в этот момент, как рассказал много лет спустя народный артист, в него вошел «яд отравления театром».
Выбор будущего
Вскоре руководить школьным кружком стала актриса МХАТа Варвара Владимировна Соколова-Залесская. Благодаря ей, Плят впервые узнал о системе Станиславского. Актриса была первым человеком, которому стало известно, что Ростислав видит свое будущее неразрывно связанным с театром.
В 16-летнем возрасте пришло время получать паспорт. Видя себя в мечтах великим артистом, Ростислав решил сделать свое название более звучным. Он украсил свою фамилию еще одной буквой Т, а русское отчество Иванович заменил на почти иностранное Янович. И стал Ростиславом Яновичем Пляттом. Дома спокойно отреагировали на новшество. Главной реакцией было недоумение.
В 1926-м после окончания средней школы на горизонте замаячила перспектива приема в сотрудники МХАТа (по сути, это была работа актером). Для Ростислава экзамен закончился неудачей. На решение комиссии повлияли юный возраст соискателя и его неопытность.
Добрые люди свели Плятта с Ю.А. Завадским – режиссером театральной студии на московской улице Сретенка. Молодого человека согласились взять с испытательным сроком на «Драмкурсы Завадского». Студия, не имея статуса театра, не могла организовывать представления с продажей билетов. Актеры делали постановки для коллег и знакомых.
В 1927-м к 10-летию революции студийцы подготовили спектакль о борьбе комиссара в тылу врага «Простая вещь». Результат попал «в десятку». О работе появилсь крохотный положительный отзыв в главной газете страны «Правда».
Актер
Студия превратилась в театр и поменяла адрес прописки, переехав в большой подвал. С этого момента берет начало биография Ростислава Плятта, как профессионального актера. В 1928 году Завадский рискнул дать Ростиславу одну из главных ролей в спектакле «Компас». Своим выступлением Плятт не произвел фурор, но и не испортил спектакль.
Актерский талант был признан. Ростислав Янович стал участвовать во всех спектаклях и обращать на себя внимание зрителя. Еще одним важным элементом творчества актера стало озвучивание героев в радиоспектаклях. Плятт с душой относился к процессу. Он считал, что артист у микрофона – не чтец, а мастер художественного слова. В 30-х годах слушательская аудитория Ростислава Яновича в разы превышала зрительскую.
Театр Завадского приобретал популярность, много гастролировал. Но никак не мог получить пристойное помещение. Чтобы закрыть этот вопрос, в 1936 году театр переводят в Ростов-на-Дону. Ростовский период складывался удачно. Плятт был востребован. В прессе стали появляться положительные отзывы о таланте актера. В 1938 году актер возвратился в столицу и был принят в труппу только что созданного Театра Ленинского комсомола.
В Ленкоме Плятту впервые досталась роль положительного героя в спектакле «Парень из нашего города». Спектакль «взорвал» зрительскую аудиторию, получил огромное количество рецензий и широкое обсуждение в прессе.
Война
В октябре 1941-го театр отправился в эвакуацию. Плятт остался в Москве с больными родителями. Местом работы стал Дом звукозаписи, где актер вел радиопередачу, зачитывая антифашистскую публицистику. Из всех столичных театров в эвакуацию не отправился только Театр имени Ленсовета на Большой Ордынке.
В Мосгорисполкоме приняли решение собрать в театре оставшихся в Москве актеров и начать постановки спектаклей. Лучшим периодом своей актерской жизни великий артист называет работу в театре в годы войны. Больше никогда и нигде не было такой чистой закулисной атмосферы. Актеры избавились от «ячества», забыли о самолюбии. Война избавила людей от наносной шелухи и раскрыла все их лучшие качества.
В 1943-м, когда столичные театры вернулись из эвакуации, Ростислав Янович перешел в театр им. Моссовета. На всю оставшуюся жизнь. Работа в театре принесла актеру признание зрителя и весь «букет» государственных наград и отличий, которые можно было достичь в профессии.
Актер умел дружить со всеми актерами театра. Если с М. Тереховой это было несложно, то с Ф. Раневской общий язык находили единицы
Кино
Кинодебют известного всем актера состоялся в фильме Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». Имя актера даже не упоминалось в титрах. В крохотном эпизоде герой Плятта пил чай в компании со Сталиным. Фильм 1939 года получил восторженные отзывы, но в 1953-м разоблачители культа личности вырезали эпизоды с «Вождем всех народов» из картины. Вместе с ним «под нож» пошел и герой Плятта. О первой роли в кино остались лишь воспоминания.
В этом же году на экраны вышел фильм режиссера Татьяны Лукашевич «Подкидыш». Фильм имел огромный успех. Одна из главных ролей была сыграна Ростиславом Пляттом. Такое лицо невозможно было не запомнить. С этого момента актер стал узнаваемым.
С этого момента даже милиционеры стали проявлять к актеру уважительное отношение. Артиста, хорошо справившегося с ролью, стали привлекать к киносъемкам. В качестве актера театра Плятта знали москвичи и жители больших городов, где театр бывал с гастролями. Выход актера на телеэкран сделал артиста всенародно любимым.
Фильмография Ростислава Яновича насчитывает чуть более 40 работ (без учета фильмов-спектаклей). В своей автобиографической книге «счастьем своей киножизни» Плятт называет лишь несколько кинокартин со своим участием:
- Значимой для актера стала работа в фильмах режиссера Михаила Ромма «Ленин в 1918 году», «Мечта» и «Убийство на улице Данте».
- Кинокартина «Иду на грозу» режиссера С. Г. Микаэляна.
- Работа Т.М. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В памяти большинства людей актер останется «пастором Шлагом» (как и В.В. Тихонов – Штирлицем).
- Оставил зарубку в памяти артиста фильм режиссера М.М. Хуциева «Послесловие». Сюжет кинокартины пересекается с личным восприятием мира немолодым Ростиславом Пляттом. Ему понятен внутренний конфликт между поколением, для которого главными были духовные ценности и современными меркантильными прагматиками.
«Послесловие» – предпоследняя работа в фильмографии Ростислава Яновича. И завершающая, где он снялся в главной роли. Понимая, что фильм станет одним из последних впечатлений от работы в кинематографе, Плятт благодарит Хуциева за радость, которую тот принес в его жизнь. За два года до смерти великий артист снялся в фильме «Визит к Минотавру».
Личная жизнь
Ростислав Иванович обожал театр. И его первой любовью могла стать только женщина, так же любившая сцену. Плятт был очарован супругой своего руководителя (Ю.А. Завадского) Верой Петровной Марецкой. В автобиографической книге «Без эпилога» великий актер пишет: «Актрисы более блистательной я не знал».
Марецкая не могла не заметить трепетного к себе отношения со стороны молодого артиста. Он тоже понравился ей. Но отношения замужней женщины с воздыхателем ограничивались теплым дружеским общением. Плятт попытался сделать предложение, но получил отказ. Внимание актера привлекла другая актриса – Нина Владимировна Бутова.
Внешне привлекательная в молодые годы женщина не была способна создать то, что называется домашним уютом. Возня на кухне была занятием, недостойным внимания артистки. Заработанные деньги утекали, как песок сквозь пальцы. Даже в моменты, когда их не хватало, вместо продуктов питания Бутова могла купить ненужную гитару, на которой ей неожиданно захотелось научиться играть.
Н. Бутова не оставила большого следа в искусстве. Главный титул – «жена Плятта». В 1939 году В.П. Марецкая оказалась «свободной». Супруг ушел к другой, но продолжал быть главным творческим другом и советчиком. Чувства к Марецкой не остывали, но внутренняя порядочность не позволяла бросить законную супругу.
Заметив, что Ростислав нежно смотрит на Веру Петровну, Бутова пугала, что в случае его ухода она покончит с собой. Перед войной Марецкая вышла замуж за коллегу по ремеслу Георгия Троицкого. Родилась дочь. Но и в этот раз личная жизнь актрисы не сложилась. Супруг ушел защищать Родину и в 1943 году под Орлом его жизнь оборвалась.
Чувства к Марецкой актер пронес через всю жизнь. Но на решительный шаг решился только в 1977-м, когда не стало Ю.А. Завадского. Собрав чемодан, Плятт ушел к любимой. И в тот же день вернулся домой. Разговор был недолгим. «Слишком поздно», – сказала Вера Петровна. Она, да и все окружающие, знавшие о неизлечимой болезни, понимали, что жить ей осталось совсем немного.
В 1978 году закончился земной путь двух любимых женщин актера. Нина Владимировна страдала серьезным сердечным заболеванием. Последние месяцы жизни она не вставала с постели. Плятт был рядом с женщиной, но не находил себе места из-за чувства вины. Через полгода не стало В. Марецкой. Последние недели жизни она провела в больнице.
Ростислав Янович регулярно навещал ее. Друг Плятта, народный артист А.А. Консовский, в один из дней вместе с ним пришел отведать Веру Петровну. В палате Ростислав Янович шутил, смеялся, но, выйдя за порог, обмяк и заплакал. Консовский был поражен тем, каким одиноким, несмотря на армию поклонников, предстал перед ним великий актер.
В 1980 году Плятт женился на дикторе радио Людмиле Маратовой. «Отбил» младшую за себя на 20 лет женщину у друга Николая Литвинова – режиссера детской редакции на Всесоюзном радио. Бывший муж сдался без боя и не держал зла на бывшую жену и разлучника.
Плятт и Маратова (вторая слева) хранили свое счастье в тишине и не давали для прессы никаких деталей личной жизни
Те 9 лет, что подарила ему жизнь, Ростислав Янович провел окруженный заботой, с обустроенным бытом, в любви. 30 июня 1989 года великого артиста не стало. Похоронен Ростислав Янович на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты из жизни Ростислава Плятта
- Будучи старшеклассником, Ростислав старался не пропускать спектакли МХАТа. Случай помог получить бесплатный, бессрочный пропуск на представления. Возникла судебная тяжба представителей театра с одним из кинокритиков, получившим пощечину за едкие слова. Интересы артистов защищал отец Ростислава, который помог выиграть процесс. Для адвоката был устроен банкет, завершившийся к утру, а для сына сделан желанный подарок.
- Играя роли в спектаклях «Русское оружие» и «Парень из нашего города», Плятт подружился с К. Симоновым. В один из дней Константин Михайлович приехал с фронта и решил сделать подарок для полюбившегося актера. Пригласил его в гостиницу «Москва» и выставил фантастический для москвичей подарок – огромную сковороду ветчины с яичницей.
- В 1956 году, когда Плятт был в Лондоне, английская королева Елизавета II выступала перед парламентом с тронной речью. На следующий день для российских актеров была организована экскурсия в парламент. В помещении еще стояли кинокамеры. Королевский трон выглядел сиротливо. Плятт решил посидеть на монаршем кресле. Его никто не прогонял. Позже Ростислав Янович шутил, что все это время трон хранит отпечатки только двух человек – его и английской королевы.
- Юрий Никулин считал Плятта лучшим в Москве интеллигентным рассказчиком неприличных анекдотов. Для рассказов Ростислава придумали специальное название «пляттские анекдоты».
Частые вопросы о жизни Ростислава Плятта
Кто из учеников великого мастера добился наибольшего успеха в кино и на сцене?
За свою долгую жизнь Ростислав Плятт никогда не занимался режиссурой и педагогикой. Общение с молодыми актерами ограничивалось добрыми советами и ответами на интересующие вопросы. Главным барьером на пути к педагогической деятельности послужил факт того, что, по мнению Плятта, у современных молодых актеров исчез интерес к глубокому постижению роли и нежелание образно мыслить. Как результат, многие брали с него пример, но никто не может сказать, что был учеником Плятта.
Почему в 1987 году Плятт перестал выходить на сцену?
Артист перенес перелом шейки бедра и пришел к выводу, что его театральное время закончилось. Не хотел выглядеть старым и немощным. Все предложения выйти на сцену мягко, но решительно отвергал.
Добавить комментарий