Жена - Ольга Мамонова
Дети - 3 сына
Родители - Николай Мамонов
Его не зря называют самым противоречивым современным артистом, выходящим на российскую сцену. Музыкант, поэт, актер, отшельник – это далеко не полный список, который характеризуют легенду русского рока Петра Мамонова.
Молодежь лихих 80-90-х годов помнит его, как лидера и солиста культовой группы с оригинальным названием «Звуки Му». Петр Мамонов не только был создателем одного из ярких неоднозначных творческих коллективов Советского Союза, но также сочинял песни, которые не оставляли равнодушными как слушателей, так и критиков.
Биография Петра Мамонова содержит в себе столько разнообразных событий, что ее с лихвой хватило бы не на один том мемуаров, которые можно было начинать еще, когда эксцентричный певец не переступил порог среднего возраста.
В его жизни было все: неординарные и впечатляющие выступления, масштабные гастроли, миллионы поклонников, изматывающие депрессии, но сейчас это любящий отец и муж, следующий православным законам божьим, счастливый, что, наконец, удалось обрести свой путь. Теперь легендарного музыканта сложно сравнить с прежним – рассуждения Петра Мамонова о смысле жизни и смирении завораживают, погружая в глубину человеческой души.
Детство
Мамонов Петр Николаевич появился на свет 14 апреля 1951 года в Москве на знаменитом Большом Каретном переулке в интеллигентной семье. Родители будущего музыканта имели высшее образование: отец – дипломированный инженер, а мама специализировалась на переводе скандинавских языков.
«Я рос на Большом Каретном, и в 60-е все привычно выходили вечером во двор. Парни 18-20 лет стояли, курили, разговаривали. Наверняка и Высоцкий с компанией также стоял, он в то время там жил», – вспоминает о своей молодости музыкант.
Феноменальный артистизм и бунтарский дух Мамонова проявился, когда он был еще ребенком. Тогда, естественно, творческую натуру Пети рассмотрели далеко не все, и несносного мальчишку считали хулиганом и заводилой.
Его дважды исключали из школ, к примеру, одной из причин стал прогремевший в кабинете химии взрыв, а в дневнике не раз красовалась запись «устраивал цирк на уроке». При этом учиться Мамонову нравилось, и науки ему давались легко.
Тяга Петра к творчеству наблюдалась со школы. Еще в старших классах он собрал с дворовыми ребятами ансамбль, и молодые музыканты перепевали зарубежные хиты известных групп «The Beatles», «The Rolling Stones», «Led Zeppelin» и других культовых коллективов.
К тому же Петя Мамонов чудесно танцевал – его пластика завораживала, когда юноша исполнял любимый твист или рок-н-ролл. Благодаря отчиму друга, бывшему переводчиком у самого Леонида Брежнева, Мамонов получил возможность познакомиться с западной музыкой.
Его покорило творчество представителей так называемой «черной» Америки: Рэя Чарльза, Майлса Дейвиса и Айка Тернера. Позднее один из его друзей отметил, именно негритянская музыка послужила фундаментом для той «животной, буреломной русской дикости», ярко проявившейся в творчестве Мамонова.
Юные годы
В юности Петя тусовался в среде столичных хиппи, вопреки тому, что зачастую конфликтовал с ними и развязывал драки из-за скептического отношения к идеалам субкультуры. На одной из таких разборок, произошедшей в саду «Эрмитаж», Мамонову заточенным напильником нанесли удар в область сердца.
Невзирая на обильное кровотечение, докторам удалось его спасти. Петру сделали несколько поэтапных операций, что помогло ему выйти из комы, а на груди у будущего музыканта осталось напоминание о том инциденте на всю жизнь в виде шрама.
Врожденная экспрессия толкала Петра на сложно понятные обществу поступки. Одеваться стилягой ему было мало, поэтому одно время он вместо серьги в ухе ходил с ручкой от унитаза, приводя прохожих в замешательство. Неуемная тяга к эпатажу толкала Мамонова на странные поступки.
Бывало, к примеру, в парке, Петя разбегался и, делая вид, что врезается с разгону в стену, падал на землю, лежал и наблюдал, как в недоумении скапливаются около него прохожие. Чтобы откосить от армии, Мамонов решил изобразить сумасшедшего, в результате чего его отправили в психиатрию на обследование, а затем признали негодным к прохождению службы.
Именно там, в больнице Петя познакомился и подружился с Артемием Троицким, впоследствии ставшим широко известным в России рок-журналистом и сыгравшим в музыкальной карьере Мамонова значительную роль.
После получения аттестата средней школы Петр поступил в полиграфический техникум. Затем в 1979 году Мамонов подает документы на редакторский факультет Московского полиграфического института, но доучился там лишь до 3-го курса.
Получив по наследству от матери способность к языкам, Петр Мамонов в совершенстве владел английским, шведским и норвежским. Его переводы даже печатались в различных популярных изданиях.
После вуза будущий музыкант устроился печатником в типографию «Красный пролетарий», но долго поработать там не удалось. После увольнения места трудоустройства сменялись одно за другим. Мамонов был грузчиком, массажистом-банщиком, лифтером, кочегаром в котельной, но нигде не задерживался. Основной причиной было его пристрастие к пьянству и разгульному времяпровождению.
«Звуки Му»
Проблемы с деньгами и алкоголем привели музыканта к депрессии. Мамонов часто недоедал из-за отсутствия работы, даже перестал пить и полностью погрузился в сочинение стихов. В общей сложности в 1980 году Петр Мамонов написал почти 70 песен. «Грустноватые немного у меня получались песни. Ну, такие, что ж поделать», – говорил музыкант.
Когда материала собралось достаточно, он позвал Артемия Троицкого, ставшего к тому моменту известным критиком, и под гитару исполнил для него самые удачные композиции. Позднее Троицкий вспоминал свое впечатление от услышанного: «Это было потрясающе необычно, сильно и смешно. Маниакально-напряженные польки-роки, исполненные на одном-двух аккордах с хрипами, криками вперемешку с паузами».
Вдохновленный восхищением специалиста, Петр Мамонов, начинает создавать группу, проводя сначала репетиции со сводным братом Алексеем Бортничуком, а затем приглашает бас-гитариста Липницкого и клавишника Павла Хотина. «Звуки Му» быстро стала набирать известность, регулярно участвовала в квартирниках, знакомясь параллельно с другими популярными коллективами.
Петр Мамонов подружился с музыкантами коллективов «Браво», «Кино», «Аквариум», «Зоопарк». Молодые люди совместно выступали, обменивались опытом и даже передавали друг другу музыкантов. Вести о группе с неординарным вокалистом стремительно расползались по столице, а квартирные концерты стали источником хорошего дохода.
Состав группы постоянно менялся, Мамонов хотел добиться неповторимого идеального звучания, из-за чего не хотел сотрудничать с большинством музыкантов, устанавливая жесточайшие требования к их исполнению.
В 1985 году «Звуки Му» прошла прослушивание Московской рок-лабораторией – госорганизацией, предоставляющей разрешение легально принимать участие в больших концертах. И уже на следующий год коллектив выступил на двух масштабных мероприятиях, а также съездил в Латвию по приглашению рок-лаборатории.
Коллектив «Звуки Му» и ее вокалист Петр Мамонов поражали публику и критиков неординарностью своих выступлений
В июне 1986 года «Звуки Му» настолько удачно отыграли свои композиции на фестивале под названием «Движение в сторону весны», что ленинградские профи из «Алисы», «Кино» и «Аквариума» признали новый коллектив лучшей столичной группой. Далее последуют длительные гастроли по России и загранице.
«Звуки Му» с двумя новыми студийными альбомами побывала в Венгрии, Италии, где также была тепло принята. Троицкий познакомил Мамонова с известным американским продюсером Брайаном Ино, которого поразила оригинальность материала группы настолько, что он немедля предложил контракт на запись альбома и гастроли по дальнему зарубежью.
Затем коллектив совершил продолжительные гастроли по побережью Америки. Однако после выступлений в США, невзирая на огромную популярность и признание публики, Петр Мамонов заявил о расформировании коллектива.
Дебют в кино и театре
Не зря есть выражение: «Талантливый человек, талантлив во всем». Харизматичного Мамонова не могли обойти вниманием кинорежиссеры, и вскоре после популярности в мире музыки ему поступило приглашение сняться в культовом фильме «Кино». Петр Николаевич сыграл небольшого, но заметного персонажа – врача-наркобарона.
В начале 90-х музыке Петр Николаевич стал уделять меньше времени – его поглотило актерское мастерство, игра в театре и кино. Он снялся в роли сильно пьющего саксофониста в картине «Такси-блюз» Павла Лунгина. Этот персонаж стал важной ступенью в актерской карьере Мамонова.
Изначально для фильма Лунгин планировал другого персонажа, но познакомившись с Петром Николаевичем, настолько был сражен его самобытным артистизмом, что написал сценарий специально под Мамонова. За исполнение этой роли актер номинировался на лучшую мужскую роль премии «Ника».
Как театральный артист Мамонов дебютировал в спектакле «Лысый брюнет». Постановка шла с 1992 года в театре им. Станиславского и настолько была успешна, что собирала полные залы несколько лет подряд.
Позднее Петр Мамонов с режиссером О. Бабицким решили поставить спектакль «Полковнику никто не пишет» по одноименной повести Габриэля Маркеса, но их детище не получило признания. Мамонов сделал два вывода: «Работать с коллективом и режиссура – это не мое».
Творчество после переезда
После роспуска музыкантов «Звуки Му» Мамонов пребывал в сильной депрессии, не было желания что-то делать, пропал смысл жизни. «Я уперся рогом в 45 лет, в жизни был полный крах. У меня были деньги, слава, дети, жена хорошая, а жить незачем», – позднее поделится своими переживаниями музыкант. Выходом из апатии стал путь в православное христианство.
В 1995 году родственник, который занимался строительным бизнесом, предложил Мамонову по дешевке приобрести участок земли в деревне Ефаново, расположенной в Наро-Фоминском районе. Поначалу Петр Николаевич отказывался от покупки, но когда приехал, увидел речку, деревья, понял, что именно здесь он и хочет жить.
Переехав и обосновавшись в деревне, Петр Николаевич начал ходить в сельскую церквушку, молиться и исповедоваться. На этом жизненном этапе заметным творческим проектом стал спектакль «Есть ли жизнь на Марсе?», который являлся вольной интерпретацией чеховского «Предложения».
В основном постановка проходила с 1997 по 2001 год в театре им. Станиславского, а потом была выпущена в виде смонтированных съемок на DVD. Затем был проект «Шоколадный Пушкин», изначально созданный в формате муз-альбома, а позднее трансформированный в моноспектакль.
Приняв православие, Петр Николаевич прекратил всяческую кинодеятельность, и любые предложения упорно отвергал. Но художественному объединению СВОИ2000 в 2001 году удалось его уговорить сняться в картине «Пыль».
Разговаривать с Петром Николаевичем ездил сам режиссер ленты Сергей Лобан и, наткнувшись на отказ, оставил описание готовящейся к съемкам картины. Тщательно изучив сценарий, Мамонов согласился участвовать в фильме и попросил прислать ему только тексты своего персонажа, которые перепечатал собственноручно, поясняя, что так ему удобнее.
В 2006 году Петр Николаевич принимает предложение Лунгина сняться в картине «Остров». Его персонаж юродивый монах – старец-целитель Анатолий, в юности во время войны расстрелявший друга, и долгие годы пытавшийся в монастыре отмолить грехи.
Изначально Мамонов отказывался от роли, поскольку считал себя недостойным играть святого, но поговорив с духовником, согласился. Одновременно сочетая духовность и эпатаж, персонаж Петра Николаевича буквально «взорвал фильм изнутри», где он по идее режиссера совместил свою эксцентрику с религиозностью последних лет.
Личная жизнь
В жизни легендарного музыканта было три брака, но о первой жене Петра Мамонова ничего не известно. Есть информация, что свадьба состоялась в середине 70-х, и у молодых родился ребенок – мальчик. Брак просуществовал недолго и вскоре распался. Сам Мамонов ничего об этом отрезке своей жизни не рассказывает.
В конце 70-х Петр Николаевич жил гражданским браком с Ольгой Гороховой – преподавательницей иностранных языков, но и этот союз не стал длительным. Позднее Ольга писала в своих мемуарах «Петя часто сидел дома в наушниках и слушал с дурной мордой Weather Report. Тогда мне снилось все время, что я убегаю от него, улетаю наверх, а он ловит и тянет вниз».
Нынешняя супруга Петра Николаевича Ольга Мамонова, которая также является и его менеджером. На ней музыкант женился в 1982 году. Тогда девушка была танцовщицей кордебалета, который выступал в одном из ресторанов, где часто кутил Мамонов с друзьями-музыкантами. Там они и познакомились.
В этом браке родилось еще двое сыновей, которые уже подарили им внуков. Младший сын Петра Мамонова – Иван Мамонов – пошел по стопам отца в творчество, и вместе с ним работал над известным проектом «Шапито-шоу» в качестве оператора и режиссера.
Интересные факты
- За роль в картине «Остров» Петр Мамонов получил призы «Золотой орел» и «Ника» за лучшую мужскую роль, премию «Жорж» и за вклад в возрождение славянской культуры премию «Своя колея».
- С Лунгиным Мамонов дружен с самого детства. Режиссер не раз признавался, что без Петра Николаевича картина «Остров» такого успеха не имела. Малобюджетный фильм собрал в прокате свыше 2 млн долларов.
Частые вопросы
Поклонники легендарного музыканта часто интересуются, что послужило причиной переезда в деревню на пике славы? На что Петр Мамонов в одном из последних интервью разоткровенничался: «Кайфы не помогали, я обкуривался и обпивался, но заполнить пустоту не мог». Певец объясняет это состояние, как потребность обретения смысла в жизни.
Роль Мамонова в ленте «Царь», где он играл Ивана Грозного, не стала такой заметной, как его персонаж, сыгранный в фильме «Остров», и поклонники артиста недоумевают, с чем связан такой провал? На что Петр Николаевич смиренно ответил: «Мелковат я для русского царя…».
Добавить комментарий