Жена - Майя Тупикова.
Дети - Андрис Гирдзияускас.
Родители - Александра Петровна Фоменко, Наум Осипович Элинсон.
Петр Фоменко – прославленный режиссер и наставник актеров и постановщиков, который дожил до 80 лет и до самого ухода не расставался с любимым детищем – театром своего имени, который называл Мастерской. До этого ставил спектакли на многих сценах нашей страны, сотрудничал с рядом европейских творческих коллективов.
Всю жизнь работал без выходных, часто без денег, всегда с полной отдачей. На его спектакли преданные театралы попадали с боем. Интерес к «Мастерской Фоменко» не угас до сих пор. Потому что дело Мастера продолжают воспитанные им талантливые ученики.
Жизнь до театра
Петр Фоменко родился в Москве 13 июля 1932 года. Своего отца знал, но видел редко. Родители не были в браке. Наум Иосифович (Осипович) Элинсон во второй половине 30-х годов был первым начальником Военного факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. До этого работал заместителем инспектора военных оркестров.
Мама будущей знаменитости Александра Петровна Фоменко работала в Министерстве внешней торговли. Была прекрасно образованной женщиной, знатоком русской и зарубежной поэзии, любила классическую музыку. Гены родителей сыграли роль в формировании пристрастий наследника: он занимался музыкой, мечтал стать музыкантом, окончил училище М.М. Ипполитова-Иванова, затем – музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, то и другое – по классу скрипки.
Позднее говорил, что в театр пришел именно через музыку. Однако типичным «ботаником» Петя не был. Занимался спортом: теннисом, футболом, хоккеем. Одним из серьезных увлечений были коньки. Не был и примерным: как многие дворовые мальчишки, хулиганил. И это качество осталось с ним на всю жизнь.
Александра Петровна познакомила сына с театром, привила любовь к драматургии.
Студенчество
Окончив среднюю школу, Петр поступил в Школу-студию МХАТ, намереваясь стать актером. Педагоги видели в нем большой потенциал, но студенту мешало излишнее свободолюбие и с детства проявившийся авантюризм. Нестандартный взгляд Петра Фоменко на театр вызывал недоумение и неприятие консервативных преподавателей, что вело к конфликтам. К тому же Фоменко вместе с еще одним хулиганистым однокашником вечно устраивал розыгрыши, не всегда невинные. За что вскоре поплатился.
Отчислили его из Школы-студии в 1953 году с третьего курса. В тот раз они с приятелем сыграли знаменитую актрису Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову и ее сопровождающего, якобы приехавших в вуз для встречи со студентами, тогда как та перенесла визит на другое время. «Гостью» (переодетого приятеля) встречали с большим почетом и не сразу раскрыли обман. Зачинщиком сочли Фоменко и исключили из вуза.
Позднее Петр Наумович радовался, что его выгнали из Школы-студии, потому что благодаря этому обстоятельству он поступил в ГИТИС и занялся режиссурой. А вот его МХАТовский педагог Борис Вершилов считал, что Фоменко мог стать выдающимся актером. И продолжал заниматься с ним и после отчисления.
На режиссерском факультете ГИТИСа Фоменко учился очно, а заочно – еще и на филологическом Московского педагогического института им. Ленина (его взяли сразу на 4-й курс). В то время студентами там были Юрий Визбор, Юлий Ким, Юрий Коваль. Конечно, они сошлись и, кстати, создавали первые в стране студенческие «капустники».
Театр
После окончания ГИТИСа режиссер распределился в театр имени В. Маяковского. Известный театральный критик Марина Тимашева считает, что в Европе или Америке Фоменко мог стать известным режиссером уже после постановки им в этом театре первого спектакля «Смерть Тарелкина» по Сухово-Кобылину.
Но то, что появился крупнейший режиссер, поняли не все. Спектакль запретили после 50 постановок. А второй – «Новая Мистерия-Буфф» – вообще не показали зрителям: отменили до премьеры. Признали антисоветским.
Петра Фоменко стали называть «осквернителем русской классики», да и он сам отчасти соглашался с тем, что, как моль, подъедал классический театр, стараясь поднять его на новую высоту. Так или иначе, несколько лет он был без серьезной работы в Храме Мельпомены. Перебивался случайными заработками на телевидении, ставил спектакли в небольших провинциальных театрах, работал филологом.
Два года ставил спектакли в Тбилиси, в Театре имени А. Грибоедова. В начале 70-х вернулся в Россию, стал работать в Ленинградском театре комедии. В начале 70-х Петр Наумович вернулся в РСФСР и устроился в Ленинградский Театр Комедии. Здесь работал до 1981 года, с 1977-го – как главреж. Поставил несколько спектаклей. И опять незадача: в постановках все время находили идеологические изъяны.
И вновь Москва. С 1982 года – академический театр им. Маяковского, с 1989-го – театр им. Вахтангова. С начала 80-х Фоменко начинает преподавать в ГИТИСе. Его бывший педагог Андрей Гончаров пригласил его читать лекции и вести занятия в студии Оскара Ремеза. Через некоторое время, получив звание профессора, он набрал свой курс.
Будучи ярким режиссером, оказался еще и великим педагогом. Его учениками за 20 лет преподавательской деятельности были многие известные актеры: Сергей Пускепалис, Полина Агуреева, Илья Любимов, Галина Тюнина, Андрей Казаков, сестры Кутеповы, Евгений Цыганов и многие другие.
Когда выпускников Фоменко стало достаточно для основы труппы, режиссер основал Московский театр «Мастерская Петра Фоменко». Это произошло в 1993 году. Теперь его спектакли нравились театральным критикам и одновременно публике. Так бывает не всегда. При этом Петр Наумович не возвышался над зрителями, не считал, что они «должны дорасти» до его творчества. Только расстраивался, если замысел не понимали или воспринимали ошибочно.
Во время становления театра в «Мастерской…» не было выходных дней. Режиссер работал без отдыха и искренне не понимал, зачем надо отдыхать от театра? Люди же не отдыхают от жизни или от любви. Потом как-то до него дошло, что у актеров есть семьи, дети, житейские проблемы, которые надо решать, и он назначил понедельник выходным днем. Правда, все равно часть труппы приглашалась на репетиции.
Ученики и близко знавшие Фоменко люди отмечали, насколько выразительно он говорил. Трудно было пересказать услышанное, потому что (по словам Евгения Каменьковича) по каждому выступлению можно было писать диссертацию. Выпускники курсов Петра Наумовича работают по всему миру. Мастер долго вынашивал мысль собрать всех учеников, чтобы они показали свои спектакли. К сожалению, не успел воплотить намерение в жизнь.
Отзывы о Мастере
– Фоменко всегда исследовал человека, человеческие грехи или, наоборот, добродетели. Всегда занимался человеком. Он был камертоном.
Евгений Каменькович, профессор ГИТИСа.
– Он создал удивительный театр, аналогичного которому нет. Поражающий театральным обаянием и человечностью. Несмотря на сложную первую половину жизни, он сохранил молодость души.
Вадим Гаевский, театральный критик.
– Фоменко был не просто легкий и воздушный. Он был мистический человек с трагическим восприятием мира.
Анатолий Смелянский, театральный критик, историк театра.
– Фоменко – удивительный творческий организм. Он подвергался тяжелым ударам судьбы, но находил в себе силы возвращаться и продолжать. Многие его работы войдут в нашу культуру навечно.
Марк Захаров, режиссер.
– Стиль Фоменко как режиссера одним словом не охарактеризуешь. С одной стороны, это, конечно, психологический ансамблевый театр. С другой – театр нового времени. Это правда чувств и отношений, но приподнятая над бытом; здесь все более эксцентрично, гротескно, нежно…
Марина Тимашева, кандидат искусствоведения.
– Режиссура Фоменко замешана на любви к артистам. Поэтому он никогда их не подавлял.
Рустэм Юскаев, актер.
– Петр Наумович – великий лицедей и провокатор. Он любит взрывать ситуацию, непредсказуемо ее разворачивать. Всегда живой, подвижный, интересный.
Сергей Женовач, режиссер.
Работа в кино
Театр, несомненно, преобладал в жизни П.Н. Фоменко, но он не обошел вниманием и кинематограф. Написал сценарий и снял по нему фильм «На всю оставшуюся жизнь», где, кстати, исполнил песню. Был режиссером фильмов «Поездки на старом автомобиле», «Почти смешная история». И даже, вспомнив уроки Школы-студии МХАТ, сыграл эпизодические роли в картинах «Джентльмены из Конгресса», «Черный монах», «Поездки на старом автомобиле».
Личная жизнь
У Петра Наумовича было две официальных жены и одна гражданская, которая родила ему сына.
Аудроне Гирдзияускайте
Во время учебы в театральном вузе Фоменко познакомился с девушкой из Литвы Аудроне. Она училась на театроведа. В результате романа на свет появился Андрюс. Молодые люди не оформили отношения даже после рождения сына. Официальная версия – Аудроне не мыслила жизни вне Литвы, Петр намеревался строить карьеру в России.
Не удержал молодых родителей от расставания и ребенок. Они поддерживали связь друг с другом, хотя и жили в разных странах. Петр Наумович оказывал сыну финансовую помощь. Аудроне Гирдзияускайте в Литве не затерялась. Стала писателем и театральным критиком. Когда скончался Петр Наумович, приезжала вместе с сыном на похороны. Андрюс носит фамилию матери. Он художник. Одно время занимался бизнесом. Три раза женился, у него две дочери – Мария и Анна, внучки Петра Наумовича.
Лали Бадридзе
Первой женой Фоменко была грузинка Лали Бадридзе. Они вместе работали в театре, Лали – художником-постановщиком. В семье воспитывалась дочь от первых отношений женщины, Оля. Через несколько лет брак распался. Причину разрыва в разных источниках называют по-разному. Одни пишут, что Фоменко не захотел жить в Грузии, другие говорят, что вмешались любовь и разлучница.
Майя Тупикова
Фоменко и Тупикова познакомились на курорте. От Майи незадолго до этого ушел муж, Фоменко же был женат, что не помешало ему приударить за красавицей. Причем на внимание женщины претендовали одновременно двое коллег, но Фоменко победил. Курортный роман не закончился вместе с отпуском. Хотя влюбленные жили в разных городах (она в Москве, он – в Ленинграде), близкое общение продолжалось.
Проверив свои чувства временем и расстоянием, Петр и Майя съехались. И здесь в семье был ребенок от первого брака Майи – Андрей. Это супружество длилось почти полвека, до кончины великого режиссера.
Смерть
Петр Наумович никому не жаловался на здоровье. До старости заряжал своей, казалось, неиссякаемой энергией молодых актеров и режиссеров. Репетируя мизансцены, вскакивал на подоконник или падал на сцену. Окружающие не догадывались, что он давно серьезно болен. У него был сахарный диабет и аритмия. Знаменитый режиссер ушел из жизни 9 августа 2012 года, через месяц после 80-летнего юбилея.
Гражданская панихида в его родном театре длилась почти 5 часов. Проститься с ним пришли ученики, коллеги, зрители. Три с половиной часа, с самого раннего утра, в «Мастерскую Петра Фоменко» шли и шли люди с цветами. В последний путь мастера проводили аплодисментами. После прощания и многочисленных выступлений великого режиссера похоронили на Ваганьковском кладбище.
Интересные факты о Петре Фоменко
- В 2000 году работал преподавателем в Парижской консерватории.
- Среди наград режиссера государственные: он трижды лауреат Государственной премии; Заслуженный деятель искусств РСФСР; Народный артист РФ; кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней. И множество профессиональных.
- Получая премии, нес деньги в свой театр, часто оплачивал съемное жилье артистам.
- В 2015 году вышел 10-серийный документальный фильм «Легкое дыхание» о жизни и творчестве режиссера.
Добавить комментарий