Микеланджело Буонарроти – итальянский художник, скульптор, архитектор, философ и поэт. Один из величайших творцов эпохи Возрождения. Созданные им произведения стали высочайшими достижениями искусства еще при его жизни. Одна из самых известных его работ – статуя Давида (1501-1504), которая хранится во Флоренции в Академии изящных искусств. Биография Микеланджело – это описание долгой жизни гения, наполненной творческими свершениями.
Ранние годы
Микеланджело Буонарроти появился на свет в Тоскане, в городе Капрезе 6 марта 1475 года. Он был вторым ребенком в семье Людовико и Франчески Буонарроти, где росли еще четыре брата.
Отец был обедневшим дворянином из Флоренции и очень гордился своим происхождением. Представители рода Буонарроти, принадлежащие к состоятельной аристократии, в нескольких поколениях были банкирами, но в какой-то момент дела пошли плохо, дед Микеланджело был разорен, в дальнейшем его сын не смог поправить дела и окончательно обнищал. Когда родился Микеланджело, семья настолько обеднела, что отец чуть не лишился привилегий гражданина Флоренции. Доход с маленького владения едва покрывал расходы. В связи с этим Людовико был вынужден поступить на государственную службу.
Из-за трудного материального положения маленького сына отец отдал кормилице. Его вырастили супруги Тополино. В приемной семье Микеланджело научился навыкам владения резцом и разминания глины.
Когда мальчику было 6 лет, мать умерла. Еще через 4 года отец женился второй раз.
Первые творения
В 1988 году, когда ему было 13 лет, его отец отдал его на обучение к художнику Гирландайо. В мастерской мальчик познакомился с основными техниками и материалами. В то время появились его карандашные копии флорентийцев Мазаччо и Джотто, в которых уже проявилось его видение скульптурных форм. Тогда же он написал картину «Мучения святого Антония», которая является копией гравюры М. Шонгауэора.
В мастерской Гирландайо он занимался один год, затем поступил в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, которая существовала под покровительством флорентийского государственного деятеля Лоренцо де Медичи. Он сразу разглядел талант начинающего скульптораи взял его на попечение. Микеланджело находился при дворе Медичи с 1490 года до 1492.
При дворе юноша познакомился с философами Анджело Полициано, Марсилио Фичино и другими. Его друзьями стали будущий папа Лев X и будущий папа Климент VII.
Считается, что именно в те годы он создал скульптуры «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», которые выставлены в музее Каза-Буонарроти во Флоренции, а также скульптуру Бертольдо ди Джованни.
Когда покровитель Лоренцо Медичи умер в 1492 году, Микеланджело был вынужден вернуться домой.
В 1493 году он изучал анатомию человека при церковной лечебнице по трупам, на что получил разрешение настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито. В знак благодарности Микеланджело изготовил для него скульптуру из дерева «Распятие» высотой 142 см, которая и сегодня находится в церкви в боковой капелле.
Битва кентавров и Мадонна у лестницы
Жизнь в Болонье
В 1494 году Микеланджело уехал из Флоренции. С 1494 по 1495 год скульптор жил в Болонье, где занимался созданием скульптуры для раки Святого Доминика. Она состояла из трех фигурок:
- «Ангел с канделябрами»;
- «Святой Петроний»;
- «Святой Прокл».
Там в Болонье он увидел группу терракотовых скульптур под названием «Оплакивание Христа» мастера Никколо делль Арки, которые произвели на него впечатление. Предполагается, что, изображая руки и лицо Иисуса в «Ватиканской Пьете», он вдохновлялся своими болонскими впечатлениями.
В Болонье Микеланджело осваивал трудные рельефы в базилике Сан-Петронио, где ему довелось наблюдать за работой Якопо делла Кверча. Элементы этой работы позже воспроизводились мастером на потолке Сикстинской капеллы.
Микеланджело – один из величайших творцов мира за все человеческую историю. Он стал крупнейшим мастером еще при жизни.
Зрелые годы. Флорентийский и римский периоды
В 1495 году Микеланджело вновь приехал во Флоренцию. В то время правителем города был доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Мастер не получил от него ни одного заказа. Он вернулся ко дворцу Медичи и создает статуи для наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи. Скульптор создает в этот период две скульптуры из мрамора – «Спящий Купидон» и «Иоанн Креститель», которые сейчас утрачены. «Спящего Купидона» Лоренцо просил состарить, чтобы выдать его за старинную находку и продать дороже.
В 1496 году Микеланджело получил приглашение на работу в Рим от кардинала Рафаэль Риарио. Перед этим кардинал купил у Лоренцо «Купидона» из мрамора, но обнаружил, что это искусственно состаренная вещь. Но он был восхищен работой, поэтому никаких претензий не последовало, и он даже взял скульптора на работу.
В период нахождения в Риме (1496-1501) Микеланджело создает «Римскую Пьету» и «Бахус».
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году. Здесь он создает работы на заказ:
- Скульптуры для алтаря Пикколомини.
- Начало работы над скульптурой «Давид» (1501)..
- «Двенадцать Апостолов» (1503).
- Начало работы над скульптурой для флорентийского собора «Святой Матфей» (1503).
- В период 1503-1505 гг. появляются такие произведения, как «Мадонна Дони», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Брюггерская Мадонна».
- Окончание работы над скульптурой «Давид» (1504).
- Получение заказа на создание скульптуры «Битва при Кашине».
В 1505 году папа римский Юлий II заказал Микеланджело гробницу. После этого мастер отправился в Карраре, чтобы выбрать мрамор, и проведет там восемь месяцев.
Работа над гробницей проходит с перерывами в период с 1505 по 1545 год. Для нее Микеланджело создает такие скульптуры, как «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В 1506 году скульптор возвращается во Флоренцию. В ноябре этого года в Болонье происходит его примирение с Юлием II. Микеланджело получает заказ на изготовление бронзовой статуи Юлия II и в течение 1507 года он работает над ней. В дальнейшем эта скульптура была разрушена.
В мае 1508 года художник отправляется в Рим по просьбе Юлия II, где он будет расписывать потолок в Сикстинской капелле. Он пишет фрески до октября 1512 года.
В 1513 году уходит из жизни Юлий II. Папой Львом X становится Джовани Медичи. Скульптор заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II.
В 1514 году Микеланджело получил заказ на создание для капеллы папы Льва X, находящейся в Энегльсбурге, скульптуры «Христос с крестом».
В июле 1514 года художник отправляется во Флоренцию. Там он заключает третий договор на создание гробницы Юлия II и получает заказ на изготовление фасада церкви Медичи Сан Лоренцо.
В период с 1516 по 1519 год Микеланджело совершает поездки за мрамором в Пьетразанту и Каррару для создания фасада Церкви Сан Лоренцо.
С 1520 по 1534 год художник занят архитектурными и скульптурными работами в капелле Медичи во Флоренции и строительством библиотеки Лауренциана. После изгнания Медичи в 1527 году из Флоренции работы были остановлены, а Микеланджело стал участников народного движения. Падение Флоренции являлось для скульптора смертельной опасностью, но благодаря своему таланту и общественному признанию, а также желанию Климента VII завершить работы по устройству капеллы Медичи, ему удалось спастись.
В 1546 году Микеланджело получил наиболее важные в жизни заказы по архитектуре. Художник спроектировал для папы Павла III новое убранство Капитолия и закончил работу над Палаццо Фарнезе – третьим этажом фасада и карнизом.
Личная жизнь
Микеленджело приписывают склонность к гомосексуальности, что прослеживается в его поэтических произведениях. Им было создано более 300 сонетов и мадригалов, многие из которых были написаны им в возрасте 57 лет для 23-летнего Томмазо деи Кавальери (1509-1587).
В 1542 году Микеланджело познакомился с Чеккино деи Браччи, умершего спустя всего год. Художник и поэт написал 48 надгробных эпиграмм, в которых выражал свою печаль и скорбь.
Один из юношей, позирующих Микеланджело, по имени Фебо ди Поджио постоянно просил подарки и деньги взамен на любовь, за что был прозван маленьким шантажистом.
Жерардо Перини, еще один молодой человек, позирующий скульптору, используя благосклонность мастера, обворовывал его.
Однако доподлинно неизвестно были ли у него близкие отношения с его пассиями, поскольку считалось, что он был целомудренным.
Единственной женщиной, чье имя было прочно связано с Микеланджело, стала Виттория Колонна. Скульптор воспылал платоническим чувством к 47-летней поэтессе и вдове, которая приехала в Рим в 1536 году. Они писали друг другу сонеты, которые были посвящены духовным аспектам. Они поддерживали связь до ее смерти.
Как выглядел Микеланджело
Есть несколько портретов великого художника разных авторов – Себастьяно дель Пьембо (1520), Якопино дель Конте (1544-1545), Франциско д’Оланда (1538-1539), Джулио Бонасоне (1546).
Существует гравюра с его изображением автора Кондиви и бюст, созданный в 1564 году Даниеле да Вольтерром.
За основу для описания внешности Микеланджело чаще всего использовали портреты Конте и д’Оланда. Ромен Роллан описывал его как человека среднего роста, мускулистого, широкого в плечах, с круглой головой и квадратным скуластым лбом с впалыми щеками, изрезанным морщинами, сильно выраженными надбровными дугами, редкими черными вьющимися волосами, светло-карими глазами, широким прямым носом с горбинкой, тонко очерченными губами.
Живопись
Микеланджело считал, что хорошие картины обязательно должны быть похожими на скульптуры и отражать рельеф и объем изображаемых образов.
К наиболее известным работам относятся:
- «Мадонна Дони» в Галерее Уфицци во Флоренции (1507);
- «Манчестерская мадонна» в Лондонской национальной галерее (1497);
- «Положение во гроб» в Лондонской национальной галерее (1501);
- Набросок «Мадонна с младенцем» во Флоренции в музее Каза Буонаротти (1520-1525);
- «Венера и Амур» в Галерее Уфицци во Флоренции (1534);
- «Богоявление» в Британском музее в Лондоне (1553).
Поэзия
Поэтическое творчество Микеланджело – яркий образец искусства эпохи Возрождения. Сохранилось порядка 300 его произведений – сонетов и мадригалов. Основные темы, которые затрагивал он в своих стихах, - человек, одиночество художника, горечь разочарования.
Микеланджело начал писать стихи в детском возрасте, но не все дошли до нас. Большинство ранних творений он сжег в 1518 году, а затем перед смертью уничтожил еще часть.
При жизни стихи его не печатались. Первый поэтический сборник вышел только в 1623 году.
Некоторые стихи Микеланджело еще при его жизни были положены на музыку. Композиторы и в последующие века писали песни на его сонеты – Штраус, Вольф, Дмитрий Шостакович.
Смерть
Микеланджело ушел из жизни 18 февраля 1564 года. Совсем немного не дожил он до 89 лет. Рядом с ним во время смерти находились врачи Федерико Донати и Герардо Фиделиссими, слуга Антонио Францезе, а также Томмазо Кавальери, Диомеде Леоне и Даниеле да Вольтерра.
Микеланджело перед кончиной продиктовал завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Папа Пий IV намеревался похоронить его в Риме, построив для этого гробницу в соборе Святого Петра. Временно тело находилось в базилике Санти-Апостоли. Но в начале марта его тайно вывезли во Флоренцию, где его торжественно захоронили в церкви Санта-Кроче неподалеку от могилы Макиавелли.
Значение творчества
Творчество гениального художника оставило огромный отпечаток не только на искусстве эпохи Возрождения, но и на дальнейшую мировую культуру. Деятельность Микеланджело связана с двумя городами – Флоренцией и Римом.
В первую очередь по его дарованию его стоит считать скульптором, что прослеживается даже его живописи – в работах много сложных поз, пластичности движений, отчетливой рельефности и объемности.
Именно во Флоренции он создал образец высочайшего искусства – статую Давид, которая на многие века стала эталоном изображения тела человека.
Самые грандиозные замыслы Микеланджело реализовал в живописи, став новатором формы и цвета. Он расписал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Роспись представляла библейскую историю от сотворения мира до потопа и включала более 300 фигур.
Еще одна грандиозная работа художника, наполненная драматизмом, – фреска «Страшный суд» в той же Сикстинской капелле.
Интересные факты
Когда Микеланджело жил при дворе Медичи, он поссорился с бывшим учеником Бертольдо Пьетро Торриджано, который ударил его по лицу и сломал ему нос.
В поздние годы Микеланджело все больше обращался к архитектуре. Он был автором проекта Новой Сакристии, построил здание библиотеки Лауренциана, где было много сложных элементов, в которых все мелочи были тщательно продуманы. Он также стал автором проекта Ворот Пиа на северо-востоке стены Аврелиана, подготовив сразу три проекта, из которых папа Пий IV выбрал самый незатратный с фасадом, напоминающим театральный занавес.
По плану, разработанному Микеланджело, была построена Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири - титулярная базилика на пощади республики в Риме, но сам мастер не дожил до завершения ее строительства, которое случилось в 1566 году.
Добавить комментарий