Мирошниченко Ирина Петровна (р. 1942) – российская актриса кино и театра. Известность ей принесли роли в фильмах «Их знали только в лицо», «Андрей Рублев», «Вам и не снилось…», «Профессия – следователь», «Тайны мадам Вонг». В 1988 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.
Семья
Родители актрисы – коренные москвичи, и вся ее жизнь прошла в столице. А вот родилась Ирина в городе Барнауле 24 июля 1942 года, куда была эвакуирована мама в Великую Отечественную Войну.
Мама, Мирошниченко Екатерина Антоновна, 1912 года рождения, была актрисой Москонцерта. Актерской профессии она обучалась у знаменитого советского режиссера и актера Александра Таирова. Ее первым супругом был Иван Игнатьевич Толпежников, в этом браке родился мальчик Рудольф – единоутробный брат Ирины. В 1937 году, когда мужа признали врагом народа и арестовали, карьера мамы прервалась, едва начавшись.
В начале 1940-х годов Екатерина Антоновна вышла замуж второй раз за Петра Исаевича Вайнштейна, от которого и родила дочь Ирину. По воспоминаниям Иры отец был изумительным человеком, обладал невероятным тактом. Очень быстро он нашел подход к брату Ирины и полюбил мальчика, как родного. Всю оставшуюся жизнь Рудольф считал Петра Исаевича своим родным отцом.
Отец Ирины был комсомольским вождем, потом партийным. Всю войну от начала до конца прошел политруком, но с фронта вернулся практически приговоренным – с туберкулезом. Однако после блестяще проведенной операции по удалению легкого папа прожил еще почти сорок лет. После войны он работал на административных должностях.
Детство и юность
Когда закончилась война, семья вернулась в Москву. Сначала жили вчетвером в крошечной комнатке в 9 м2 в коммунальной квартире. Позже папе как инвалиду ВОВ выделили две большие комнаты на Ленинском проспекте.
Мама пыталась воплотить свою мечту о большой сцене в дочери, поэтому с ранних лет прививала Ирине любовь к искусству. Девочке очень нравилась музыка, ей хотелось играть на арфе. Но такой инструмент был для нее слишком громоздким, поэтому в шестилетнем возрасте Иру отдали в музыкальную студию при училище имени Гнесиных обучаться игре на скрипке.
Также Ирина изучала французский язык, ее мама мечтала, что дочь когда-нибудь побывает в Париже. Екатерина Антоновна всегда потрясающе выглядела – стройная, изысканная, прекрасно одетая, с уложенными волосами. Все эти качества она передала дочери, научила ее вести себя достойно и быть красивой.
В старших классах Ира занималась в театральной студии, которой руководили известный драматург Михаил Шатров (в будущем ее первый муж), прекрасный актер Владимир Андреев и режиссер Владимир Ворошилов, создавший позднее передачу «Что? Где? Когда?». Именно здесь сформировалось желание Ирины посвятить свою жизнь актерскому ремеслу, после того как она впервые вышла на театральную сцену в постановках «Глеб Космачев принимает бой» и «Бесприданница».
В 1961 году Мирошниченко стала студенткой Школы-студии МХАТ, обучалась на курсе у актера и театрального педагога Василия Маркова.
Карьера в кино
В кино Ира дебютировала еще во время учебы на третьем курсе. В картине Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» она сыграла Катю – сестру главного персонажа Кольки.
В 1966 году на экраны вышел военный фильм «Их знали только в лицо», где Мирошниченко сыграла главную роль разведчицы Галины Ортынской. Эта работа принесла молодой актрисе известность, она запомнилась зрителям, но главное – на нее обратили внимание режиссеры и стали предлагать интересные роли.
Путь в большое кино ей открыл режиссер Андрей Тарковский. Однажды он увидел ее в кафе, где Ира неспешно пила кофе и ела пирожное. Гордый профиль, задумчивый взгляд и плавные движения напомнили Андрею библейский типаж. Так молодая актриса попала на съемки фильма «Андрей Рублев», Тарковский предложил ей роль Марии Магдалины.
От других советских актрис роковая блондинка Ирина Мирошниченко отличалась нездешней красотой, ее даже называли «наша Мэрилин Монро». Персонажи простых советских женщин-тружениц ей никак не подходили. Ире часто предлагали роли иностранок из-за ее потрясающей пластики, женственности, особого стиля и грации:
- студентка-скульптор Виолетта в «Королевской регате»;
- Клэр Шеридан в «Кремлевских курантах»;
- Рита в «Ошибке резидента»;
- Гордана в «Единственной дороге»;
- Симона в «Аварии»;
- Марина Сурицкая в «Миссии в Кабуле»;
- мадам Вонг в «Тайнах мадам Вонг».
Однако актриса не стала заложницей одного образа. В драме «Пришел солдат с фронта» Ирина прекрасно справилась с ролью простой крестьянки Веры Куркиной. Хотя изначально худсовет был против кандидатуры Мирошниченко, считая ее внешность слишком изысканной. Но режиссер Николай Губенко Ирину отстоял и не ошибся. Сама актриса тщательно готовилась к этой роли, много беседовала с простыми деревенскими женщинами в Великих Луках, где снимали кино, пытаясь перенять их манеры, поведение, привычки.
Много у актрисы ролей в романтических фильмах и психологических драмах:
- врач Наденька в драме «Вернемся осенью»;
- мама главной героини Кати Людмила Сергеевна в мелодраме «Вам и не снилось…»;
- психолог Наталья Юрьевна в семейной драме «Не сошлись характерами»;
- жена главного героя Вадима Юлия в «Зимней вишне-2» и в «Зимней вишне-3».
С началом 2000-х годов актриса полностью посвятила себя театру, в кино практически не снимается. Но ее очень часто можно увидеть на телевидении в различных передачах и ток-шоу.
Театр и музыка
Во МХАТ Иру приняли сразу после получения диплома. Руководство театра обратило внимание на молодую талантливую актрису еще в студенческих постановках, где она блистательно сыграла Гитель Моску в «Двое на качелях» и Марию Александровну в «Дядюшкином сне» (дипломный спектакль). Более полувека Мирошниченко выходит на сцену МХАТ, за этот период сыграла около сорока ролей.
Поклонники могут наблюдать за творчеством Ирины не только на сцене и в кино, но и на многочисленных концертах. Она не забыла детское увлечение музыкой, только теперь не играет на инструментах, а поет песни автора Андрея Никольского, у них шесть совместно выпущенных пластинок.
За многолетний труд и талант актриса удостоена множеством наград, среди которых ордена Дружбы, Почета, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством IV степени».
Личная жизнь
Мама с детства учила ее: «Ты всегда должна чувствовать себя королевой и никому не показывать, что творится у тебя на душе». Этому совету Ирина старалась следовать всю жизнь. Для поклонников она – настоящая звезда, красавица, с белокурыми волосами и красной помадой на губах, веселая, беззаботная, успешная и счастливая. И, только войдя в свою квартиру и закрыв за собою дверь, она дает возможность вырваться наружу слезам и отчаянию. Плачет от обиды, боли, слабости, беззащитности и одиночества.
Первый брак в жизни Ирины был ранним. Уже в восемнадцать лет она вышла замуж за драматурга Михаила Шатрова. Он к тому времени был взрослым, состоявшимся мужчиной, старше Иры на десять лет. Шатров обожал свою молодую жену, баловал, помогал ей, используя свои связи, вместе они часто выходили в свет. Оба жили работой и о детях не задумывались.
Прожив в браке с Михаилом двенадцать лет, Ирина вдруг неожиданно влюбилась в литовского кинорежиссера Витаутаса Жалакявичюса, когда в 1972 году снималась в его картине «Это сладкое слово – свобода!». Чувства настолько захлестнули обоих, что в результате были разрушены две семьи. Жалакявичюс оставил жену с дочками, а Мирошниченко ушла от мужа. Они стали жить вместе, расписались, но через несколько месяцев пришло отрезвление. Оба поняли, что жизнь вдвоем для них мучительно невыносима, настолько они разные по характеру люди.
Ирина говорит: «Если бы можно было вернуть все назад, я не совершала бы столь опрометчивый поступок. Прожила бы всю жизнь с Шатровым и родила бы от него ребенка. Но так сложилась моя судьба, что и своего счастья я не построила, и другим людям несчастья принесла».
Потом в ее жизни было много встреч и расставаний. Вся страна говорила о романе Мирошниченко с Олегом Ефремовым, но она эту информацию так ни разу и не подтвердила.
В 1975 году Ирина вышла замуж третий раз за актера Игоря Васильева. Они прожили вместе пять лет. Игорь умолял жену родить ребенка. И возраст для того, чтобы стать мамой, был самый подходящий – чуть за тридцать, здоровая и молодая женщина. Но актриса категорически не хотела посвящать свою жизнь пеленкам.
Вся жизнь Мирошниченко принадлежала сцене, она боялась, что как только уйдет в декрет, так о ней все сразу забудут. В этом ее поддерживала и мама, которая твердила, что настоящая звезда должна блистать, а не варить у плиты бесконечные борщи и гулять с коляской. «Ради личной жизни жертвовать профессией недопустимо», – так утверждала мама, и Ира ее слушала.
Вскоре актрису стало тяготить постоянное присутствие рядом мужчины. Ирине хотелось быть личностью, а не чьей-то женой. В 1979 году она развелась с Игорем и вскоре попала в ДТП. В самом начале 1980 года Ира возвращалась из гостей на своей иномарке, а сзади в нее врезалась «Волга». Мирошниченко получила серьезную травму позвоночника.
Восстановительный период был длительным и тяжелым. От дикой боли она кричала, вставать не могла, не было возможности хоть как-то двигаться. Ей постоянно кололи обезболивающие уколы. Потом в течение полугода в клинике заграницей она заново училась ходить. С той поры любая нагрузка на позвоночник Ирине была строго противопоказана. На родах и детях пришлось поставить окончательный крест.
Актриса признается сейчас, что совершила в жизни жесточайшую ошибку – не родила ребенка. «Все-таки у женщины обязательно должен быть росток, который она создала и взлелеяла…»
Интересное видео по теме:
-
,
Добавить комментарий