Жена - Мария Васильевна Милляр.
Родители - Франц де Мильё, Елизавета Алексеевна Журавлёва.
Легендарный советский актер, народный артист Российской Федерации Георгий Францевич Милляр сыграл в полутора сотнях фильмов, но в памяти зрителей навсегда остался «лучшей Бабой Ягой» ХХ века. Да и в новом тысячелетии его пока никто не превзошел в воплощении на экране всякой нечисти. А в жизни был милейшим человеком.
Детские и юношеские годы
Мало кто из советских актеров мог похвастаться такой родословной, как Милляр. Впрочем, и он на эту тему никогда не распространялся. Его родителями были далеко не простые граждане. Отец – Франц де Милье – потомок французского аристократического рода. Приехал в Россию, чтобы консультировать российских инженеров-строителей мостов, поскольку на родине именно этому учился.
Здесь познакомился с Елизаветой Алексеевной Журавлевой, наследницей сибирского золотопромышленника. Женился и остался в России. Семья Милье была очень обеспеченной. В Москве у них была большая квартира в центре, кроме того, дачи в Подмосковье и Геленджике. 7 ноября 1903 года у супругов Милье родился сын Георгий. К сожалению, когда мальчику исполнилось три года, отец умер. Но мать с сыном не бедствовали, тем более что был жив дед Георгия по матери, который хорошо помогал.
У дворянского сынка были няни, гувернеры. Обучался он на дому чтению, музыке, языкам. Отлично говорил на французском и немецком. Учился хореографии. С театром и оперой Георгия познакомила тетя, театральная актриса. Он с удовольствием слушал Нежданову, Собинова, Шаляпина.
В 2014 году вдова де Милье уехала с сыном в Геленджик к отцу. После революции 1917 года семья осталась без средств к существованию, так как недвижимость большевики конфисковали. 7-комнатная московская квартира была «уплотнена» и превращена в коммуналку, матери с сыном оставили одну комнату. Елизавета де Милье сменила фамилию себе и Георгию на Милляр и оба никогда не упоминали о своем происхождении, далеком от пролетарского.
Окончив школу в Геленджике, молодой человек стал работать в театре бутафором и мечтать о сценической карьере. Проявить себя на этом поприще удалось случайно. Заболела актриса, и парень-бутафор, знавший весь репертуар театра, вызвался заменить ее в спектакле. В тот же вечер сыграл Золушку в спектакле для детей. Да так, что скоро стал ведущим актером труппы.
Театральные работы
К 20 годам Милляр стал достаточно известным актером, чтобы попытаться проявить себя в столице. Он приехал в Москву, где в одной из комнат их бывшей квартиры жила мать, и поступил в актерскую школу при Московском театре Революции (позднее переименованном в Театр имени Маяковского).
Студент Милляр вызывал недоумение у преподавателей. С одной стороны – вроде профнепригоден: заурядная внешность, проблемы с дикцией, странный голос… С другой – явно талантлив. Как вспоминал позднее Георгий Францевич, педагоги не могли определиться, что с ним делать, поэтому не выгоняли.
После обучения его взяли в театр. Актер был задействован в нескольких спектаклях. Педагогам по сценической речи так и не удалось выправить дикцию актеру. По этой причине главных ролей ему не давали, но небольших было много. Его ценили как мастера эпизода. Театральные критики, оценивая работы Милляра в театре, отмечали, что его жесты и пластика могли с большей отдачей быть востребованы в кино. Туда он и устремился.
Кинематограф
Именно кинематограф прославил Милляра. Сниматься (тоже в эпизодах) он стал с 1931 года. Мечтал, конечно, о крупных ролях. Ему повезло встретить «своего» режиссера. Это был Александр Роу. Актер работал с ним в 16 фильмах, при этом исполнил 30 ролей. Дебют Милляра у Роу состоялся в киносказке «По щучьему веленью» в 1938 году. Георгий Францевич отлично сыграл царя Гороха – вздорного дурака, одетого в царские одежды.
Потом был фильм «Василиса Прекрасная», и Георгий Милляр в образе Бабы-яги. Убедить режиссера снять в женской роли мужчину удалось самому Милляру. Он сказал, что ни одна женщина не согласится изуродовать себя ради роли до неузнаваемости, а он сможет. Актер самостоятельно работал над образом: искал типажи, отрабатывал мимику и жесты.
Актер раз десять играл Бабу Ягу в разных фильмах, и всегда это была другая старуха. И Кощей Бессмертный был у него не один. А еще – ведьмы, оборотни, чудища… Так что Георгий Милляр по праву считается самым «сказочным» актером на планете, воплощавшим на экране разнообразные «силы зла». Первые образы получились у Милляра такими устрашающими, что от вида бабы Яги со съемочной площадки разбегались присутствовавшие там дети, а лошадь не подпускала актера к себе, и ей приходилось завязывать глаза.
Пишут, что Милляр долго не получал званий, потому что у него были натянутые отношения с властью. Может быть, и так. Но понятно же: чиновникам от искусства проще представлять к наградам актеров, игравших положительные персонажи, а не лягушек и оборотней. Актер же иначе смотрел на это. Он утверждал: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».
В 50-60-е годы прошлого века не было компьютерной графики, пластического грима, современной бутафории. Никто не знал, как изображать нечисть. Актер самостоятельно увлеченно работал над образами: рисовал эскизы костюмов, продумывал движения, фразы. Чтобы «правильно» летать на метле, занимался гимнастикой с шестом. Ввел в речь персонажа Квака в «Марье-искуснице» знаменитые повторы: ««Ква-а-а-к бы не так!».
Все его роли требовали сложного грима, который накладывали по нескольку часов и так же долго снимали. Не раз обжигали лицо перекисью водорода. На съемках сказки «Василиса Прекрасная» он получил ожог «пятой точки» после того, как в знойный день больше 20 раз съехал по желобу из печи. Кощея играл, болея малярией. Но Георгий Францевич никогда не жаловался.
Любил ли актер своих страшных героев? Трудно сказать. Наверное, как детей – хорошие они или плохие, но родные, – любил. Хотя не любовь, а злость и ненависть вкладывал порой в свои персонажи. И говорил: «Искусство создается не кровью сердца, а желчью печени».
Снимался Милляр и у других режиссеров. Эпизоды с его участием не оставались незамеченными. Так, он засветился в «Деловых людях» и «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая (папаша Эбенезер и доминошник соответственно), «Войне и мире» Сергея Бондарчука (французский солдат), «Балладе о Беринге и его друзьях» Юрия Швырева (шут Балакирев).
Актер понимал, что сказки Роу были вершиной его творчества и без режиссера его карьера прекратится. Когда в 1973 году Александр Роу скончался, о Милляре стали забывать. Вне сказочного амплуа его не видели. Между тем актер мечтал сыграть роли настоящих, а не вымышленных героев: видел себя в образах Вольтера, Суворова, Цезаря. Но не сложилось. Милляр не зря говорил, что актер – это кладбище несыгранных образов.
Личная жизнь
В биографии Георгия Милляра не найдешь упоминаний о многочисленных романах с женщинами, зато при желании можно отыскать сведения о нетрадиционной сексуальной ориентации или асексуальности актера. Не бывает дыма без огня, но и факты противоречивы. То он был женат, то до 65 лет ходил холостяком. То имел любовников-мужчин (один вроде даже забрал себе часть архива Милляра и помогал его вдове), то был застигнут мужем одной из любовниц и выпрыгнул со второго этажа. Что правда, что выдумки – поди разберись.
Пишут, например, что в конце 1930-х годов его чуть не отправили на Колыму за «однополые отношения». Партнером был известный лауреат, любимчик Сталина, поэтому их не тронули. Есть упоминания о том, что сексуальных партнеров актер находил среди обслуживающего персонала съемочных групп.
Сам Роу однажды отыскал Милляра в злачном месте, где тусовались гомосексуалисты, а во время работы над фильмом «Варвара-краса…» после очередной такой отлучки актера Роу практически заставил его озаботиться женитьбой, чтобы, как пишут, спасти его. В то время у Милляра умерла мать, а он, всю жизнь проживший с ней, был абсолютно не приспособлен к автономному существованию.
Георгию Францевичу было 64 года, он сделал предложение 60-летней соседке по коммуналке Марии Васильевне. На смущение той: «Да не нужны мне мужчины» сходу ответил: «А я не мужчина, я Баба Яга». И она согласилась стать его женой. В общем, какая разница: гей – не гей. Это его личная жизнь. Главное – был прекрасным актером.
С Марией Васильевной они прожили почти четверть века. Относились друг к другу с нежностью, называли Манечкой и Кошей. Двое детей жены уважали Милляра. Актер был скромным и доверчивым человеком. Его легко было обмануть. И обманывали. Случалось, не выплачивали гонорары за выступления, брали в долг и не отдавали.
Общественной работой не интересовался, на собрания не ходил, в партию не вступал. Власть его тоже как будто не замечала. Только в 70 лет он, наконец, получил отдельную квартиру в высотке на окраине Москвы. К 85-летию наградили званием Народного артиста Российской Федерации. Георгий Францевич умер в 1993 году от воспаления легких. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Интересные факты о Георгии Милляре
- В 2003 году был снят документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».
- Премьера фильма «Кощей бессмертный» состоялась 9 мая 1945 года. Заглавного героя, исполненного Милляром, ассоциировали с Гитлером.
- Любил рассказывать непристойные анекдоты, сам себя называл стариком Похабычем.
- Актер сожалел, что родился 7 ноября, с советской властью не дружил. Любимым праздником считал День взятия Бастилии – 14 июля.
- Бабу-ягу Милляра считают канонической. Актеру впервые удалось совместить злодейство с юмором и добротой.
- Фильм «Кощей Бессмертный» признан классикой и за рубежом. Считается, что Питер Джексон при съемке «Властелина Колец» использовал эпически-сказочный стиль, придуманный Александром Роу, а в образе Саурона критики и зрители видят Кощея, созданного Милляром.
Добавить комментарий