Биография Георгия Милляра

Георгий Милляр
Дата рождения (день и год): 
06.11.1903
Возраст:
89
Дата смерти: 
04.06.1993
Место рождения: 
Москва
Рост: 
164 см
Знак зодиака: 
Скорпион
Цвет глаз: 
Карий
Семья: 

Жена - Мария Васильевна Милляр.
Родители - Франц де Мильё, Елизавета Алексеевна Журавлёва.

Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Милляр,_Георгий_Францевич

Легендарный советский актер, народный артист Российской Федерации Георгий Францевич Милляр сыграл в полутора сотнях фильмов, но в памяти зрителей навсегда остался «лучшей Бабой Ягой» ХХ века. Да и в новом тысячелетии его пока никто не превзошел в воплощении на экране всякой нечисти. А в жизни был милейшим человеком.

Детские и юношеские годы

Мало кто из советских актеров мог похвастаться такой родословной, как Милляр. Впрочем, и он на эту тему никогда не распространялся. Его родителями были далеко не простые граждане. Отец – Франц де Милье – потомок французского аристократического рода. Приехал в Россию, чтобы консультировать российских инженеров-строителей мостов, поскольку на родине именно этому учился.

Здесь познакомился с Елизаветой Алексеевной Журавлевой, наследницей сибирского золотопромышленника. Женился и остался в России. Семья Милье была очень обеспеченной. В Москве у них была большая квартира в центре, кроме того, дачи в Подмосковье и Геленджике. 7 ноября 1903 года у супругов Милье родился сын Георгий. К сожалению, когда мальчику исполнилось три года, отец умер. Но мать с сыном не бедствовали, тем более что был жив дед Георгия по матери, который хорошо помогал.

Георгий Милляр в детстве
Детство Георгия было беззаботным и счастливым

У дворянского сынка были няни, гувернеры. Обучался он на дому чтению, музыке, языкам. Отлично говорил на французском и немецком. Учился хореографии. С театром и оперой Георгия познакомила тетя, театральная актриса. Он с удовольствием слушал Нежданову, Собинова, Шаляпина.

Актерские задатки Георгий проявил в раннем детстве. Однажды загримировался Фаустом и в таком виде вышел к домашним, намереваясь напугать их. Однако вызвал смех, чем был весьма опечален. На самом деле уже в первом выходе к зрителям сказалась его тяга к буффонаде и комедии.

В 2014 году вдова де Милье уехала с сыном в Геленджик к отцу. После революции 1917 года семья осталась без средств к существованию, так как недвижимость большевики конфисковали. 7-комнатная московская квартира была «уплотнена» и превращена в коммуналку, матери с сыном оставили одну комнату. Елизавета де Милье сменила фамилию себе и Георгию на Милляр и оба никогда не упоминали о своем происхождении, далеком от пролетарского.

Окончив школу в Геленджике, молодой человек стал работать в театре бутафором и мечтать о сценической карьере. Проявить себя на этом поприще удалось случайно. Заболела актриса, и парень-бутафор, знавший весь репертуар театра, вызвался заменить ее в спектакле. В тот же вечер сыграл Золушку в спектакле для детей. Да так, что скоро стал ведущим актером труппы.

Театральные работы

К 20 годам Милляр стал достаточно известным актером, чтобы попытаться проявить себя в столице. Он приехал в Москву, где в одной из комнат их бывшей квартиры жила мать, и поступил в актерскую школу при Московском театре Революции (позднее переименованном в Театр имени Маяковского).

Студент Милляр вызывал недоумение у преподавателей. С одной стороны – вроде профнепригоден: заурядная внешность, проблемы с дикцией, странный голос… С другой – явно талантлив. Как вспоминал позднее Георгий Францевич, педагоги не могли определиться, что с ним делать, поэтому не выгоняли.

Георгий Милляр
Г. Милляр в молодые годы

После обучения его взяли в театр. Актер был задействован в нескольких спектаклях. Педагогам по сценической речи так и не удалось выправить дикцию актеру. По этой причине главных ролей ему не давали, но небольших было много. Его ценили как мастера эпизода. Театральные критики, оценивая работы Милляра в театре, отмечали, что его жесты и пластика могли с большей отдачей быть востребованы в кино. Туда он и устремился.

В 1941 году актер навсегда ушел из театра, сосредоточившись на киноработах.

Кинематограф

Именно кинематограф прославил Милляра. Сниматься (тоже в эпизодах) он стал с 1931 года. Мечтал, конечно, о крупных ролях. Ему повезло встретить «своего» режиссера. Это был Александр Роу. Актер работал с ним в 16 фильмах, при этом исполнил 30 ролей. Дебют Милляра у Роу состоялся в киносказке «По щучьему веленью» в 1938 году. Георгий Францевич отлично сыграл царя Гороха – вздорного дурака, одетого в царские одежды.

Потом был фильм «Василиса Прекрасная», и Георгий Милляр в образе Бабы-яги. Убедить режиссера снять в женской роли мужчину удалось самому Милляру. Он сказал, что ни одна женщина не согласится изуродовать себя ради роли до неузнаваемости, а он сможет. Актер самостоятельно работал над образом: искал типажи, отрабатывал мимику и жесты.

Георгий Милляр
В «Василисе Прекрасной» Баба Яга самая страшная из всех, сыгранных Милляром

Актер раз десять играл Бабу Ягу в разных фильмах, и всегда это была другая старуха. И Кощей Бессмертный был у него не один. А еще – ведьмы, оборотни, чудища… Так что Георгий Милляр по праву считается самым «сказочным» актером на планете, воплощавшим на экране разнообразные «силы зла». Первые образы получились у Милляра такими устрашающими, что от вида бабы Яги со съемочной площадки разбегались присутствовавшие там дети, а лошадь не подпускала актера к себе, и ей приходилось завязывать глаза.

Пишут, что Милляр долго не получал званий, потому что у него были натянутые отношения с властью. Может быть, и так. Но понятно же: чиновникам от искусства проще представлять к наградам актеров, игравших положительные персонажи, а не лягушек и оборотней. Актер же иначе смотрел на это. Он утверждал: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».

В 50-60-е годы прошлого века не было компьютерной графики, пластического грима, современной бутафории. Никто не знал, как изображать нечисть. Актер самостоятельно увлеченно работал над образами: рисовал эскизы костюмов, продумывал движения, фразы. Чтобы «правильно» летать на метле, занимался гимнастикой с шестом. Ввел в речь персонажа Квака в «Марье-искуснице» знаменитые повторы: ««Ква-а-а-к бы не так!».

Все его роли требовали сложного грима, который накладывали по нескольку часов и так же долго снимали. Не раз обжигали лицо перекисью водорода. На съемках сказки «Василиса Прекрасная» он получил ожог «пятой точки» после того, как в знойный день больше 20 раз съехал по желобу из печи. Кощея играл, болея малярией. Но Георгий Францевич никогда не жаловался.

Милляр в роли Квака в сказке «Марья-искусница»
Г. Милляр в роли Квака в сказке «Марья-искусница»

Любил ли актер своих страшных героев? Трудно сказать. Наверное, как детей – хорошие они или плохие, но родные, – любил. Хотя не любовь, а злость и ненависть вкладывал порой в свои персонажи. И говорил: «Искусство создается не кровью сердца, а желчью печени».

Снимался Милляр и у других режиссеров. Эпизоды с его участием не оставались незамеченными. Так, он засветился в «Деловых людях» и «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая (папаша Эбенезер и доминошник соответственно), «Войне и мире» Сергея Бондарчука (французский солдат), «Балладе о Беринге и его друзьях» Юрия Швырева (шут Балакирев).

Актер понимал, что сказки Роу были вершиной его творчества и без режиссера его карьера прекратится. Когда в 1973 году Александр Роу скончался, о Милляре стали забывать. Вне сказочного амплуа его не видели. Между тем актер мечтал сыграть роли настоящих, а не вымышленных героев: видел себя в образах Вольтера, Суворова, Цезаря. Но не сложилось. Милляр не зря говорил, что актер – это кладбище несыгранных образов.

Георгий Милляр
Дети с удовольствием брали автографы у «живого Кощея Бессмертного»
В 70-80-х годах прошлого столетия Георгий Францевич дублировал и озвучивал фильмы и мультфильмы, выступал на детских мероприятиях, но в целом жил жизнью рядового пенсионера.

Личная жизнь

В биографии Георгия Милляра не найдешь упоминаний о многочисленных романах с женщинами, зато при желании можно отыскать сведения о нетрадиционной сексуальной ориентации или асексуальности актера. Не бывает дыма без огня, но и факты противоречивы. То он был женат, то до 65 лет ходил холостяком. То имел любовников-мужчин (один вроде даже забрал себе часть архива Милляра и помогал его вдове), то был застигнут мужем одной из любовниц и выпрыгнул со второго этажа. Что правда, что выдумки – поди разберись.

Пишут, например, что в конце 1930-х годов его чуть не отправили на Колыму за «однополые отношения». Партнером был известный лауреат, любимчик Сталина, поэтому их не тронули. Есть упоминания о том, что сексуальных партнеров актер находил среди обслуживающего персонала съемочных групп.

Сам Роу однажды отыскал Милляра в злачном месте, где тусовались гомосексуалисты, а во время работы над фильмом «Варвара-краса…» после очередной такой отлучки актера Роу практически заставил его озаботиться женитьбой, чтобы, как пишут, спасти его. В то время у Милляра умерла мать, а он, всю жизнь проживший с ней, был абсолютно не приспособлен к автономному существованию.

Георгию Францевичу было 64 года, он сделал предложение 60-летней соседке по коммуналке Марии Васильевне. На смущение той: «Да не нужны мне мужчины» сходу ответил: «А я не мужчина, я Баба Яга». И она согласилась стать его женой. В общем, какая разница: гей – не гей. Это его личная жизнь. Главное – был прекрасным актером.

Георгий Милляр с женой
Пожилые люди скрасили друг другу старость

С Марией Васильевной они прожили почти четверть века. Относились друг к другу с нежностью, называли Манечкой и Кошей. Двое детей жены уважали Милляра. Актер был скромным и доверчивым человеком. Его легко было обмануть. И обманывали. Случалось, не выплачивали гонорары за выступления, брали в долг и не отдавали.

Часто пишут, что актер любил выпить. Предпочитал портвейн. Проносил выпивку на съемочную площадку в бидончике из-под молока.

Общественной работой не интересовался, на собрания не ходил, в партию не вступал. Власть его тоже как будто не замечала. Только в 70 лет он, наконец, получил отдельную квартиру в высотке на окраине Москвы. К 85-летию наградили званием Народного артиста Российской Федерации. Георгий Францевич умер в 1993 году от воспаления легких. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Интересные факты о Георгии Милляре

  • В 2003 году был снят документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».
  • Премьера фильма «Кощей бессмертный» состоялась 9 мая 1945 года. Заглавного героя, исполненного Милляром, ассоциировали с Гитлером.
  • Любил рассказывать непристойные анекдоты, сам себя называл стариком Похабычем.
  • Актер сожалел, что родился 7 ноября, с советской властью не дружил. Любимым праздником считал День взятия Бастилии – 14 июля.
  • Бабу-ягу Милляра считают канонической. Актеру впервые удалось совместить злодейство с юмором и добротой.
  • Фильм «Кощей Бессмертный» признан классикой и за рубежом. Считается, что Питер Джексон при съемке «Властелина Колец» использовал эпически-сказочный стиль, придуманный Александром Роу, а в образе Саурона критики и зрители видят Кощея, созданного Милляром.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий