Биография Евгения Гришковца

Евгений Гришковец
Дата рождения (день и год): 
17.02.1967
Возраст:
57
Место рождения: 
Кемерово, Россия
Рост: 
172 см
Знак зодиака: 
Водолей
Семья: 

Жена - Елена Гришковец.
Дети - Наталия Евгеньевна Гришковец, Александр Евгеньевич Гришковец, Мария Гришковец.
Родители - Софья Николаевна Цыганенко, Валерий Борисович Гришковец.

Евгений Валерьевич Гришковец – известный актер, режиссер и писатель, драматург. Долгое время работал в театре и не мог смириться с тем, что дело, которым он занимается, не в состоянии в полной мере финансово обеспечить его семью. Обрел известность благодаря спектаклю «Как я съел собаку», прогремевшему в 1998 году на всю Москву. Этот спектакль о нем самом, а еще о каждом из нас. Все, кто смотрит его выступления, находят в них себя. А еще, когда зрители слышат имя писателя, у них моментально поднимается настроение. Подробнее с биографией Евгения Гришковца можно познакомиться далее в статье.

Детские и юношеские годы

Евгений Гришковец появился на свет 17 февраля 1967 в городе Кемерово. Его бабушка Софья Ароновна Хаулина была учительницей биологии. Дед Борис Васильевич Гришковец окончил Национальный исследовательский Томский государственный университет и работал школьным директором. Родители мальчика – Софья Николаевна Цыганенко и Валерий Борисович Гришковец – не отставали от своих старших родственников. Мать была доцентом, отец – кандидатом экономических наук.

Интересно:
В школьные годы Евгений страдал от дисграфии – частичного расстройства процесса письма, связанного с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Попросту говоря, люди с такой патологией делают стойкие, типичные и повторяющиеся ошибки на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции. Кроме того, он не выговаривал ряд букв и картавил. Это стало причиной того, что мальчика обижали сверстники. Ему пришлось сменить четыре школы.

В один из школьных периодов семья Евгения переехала в Ленинград, отец мальчика оканчивал там местный экономический университет. Но вскоре пришлось вернуться в родной город. В 17 лет Женя приехал в город Томск, где попал на спектакль пантомимы. Он был поражен увиденным: «Я влюбился даже не в пантомиму. Я увидел на сцене что-то такое, от чего я был абсолютно счастлив. Мне стало ясно, что какие-то мои выстроенные в голове жизненные планы идут коту под хвост. Я хочу заниматься сценическим искусством».

Евгений Гришковец
Евгений Гришковец в юношеском возрасте и в период службы на флоте

Гришковец принялся искать хоть какую-то информацию о пантомиме и во всем областном центре нашел только одну маленькую книжку – «Пантомима. Первые опыты» Ильи Рутберга. С нее и началась реализация творческих планов. В скором времени Евгений записался в театральный кружок и весь первый курс с упоением его посещал. После получения аттестата зрелости парень поступил в КемГУ на факультет филологии. Через год его призвали на воинскую службу.

Служил будущий писатель на Тихоокеанском флоте на о. Русский и в поселке Заветы Ильича (Хабаровский край). Даже будучи в рядах Советской армии, Гришковец занимался художественной самодеятельностью, поскольку, по его словам, имел неосторожность написать в личном деле о том, что увлекался пантомимой. После окончания службы Женя продолжил учебу в КемГУ, посещал театральный кружок, принимал участие в пантомимах. Вскоре ему захотелось что-то поменять в своей жизни, было принято решение эмигрировать на Запад. Но не все так случилось как хотелось, Гришковец вернулся вновь в родной город Кемерово.

Театр

Осенью 1990 года Евгений Валерьевич организовал Кемеровский театр-студию «Ложа» при Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева. Премьера первого спектакля «Мы плывем» состоялась через полгода. С театральной постановкой труппа принимала участие в фестивалях Екатеринбурга, Перми, Санкт-Петербурга. Далее последовали спектакли:

  • «Сингулярия тантум»;
  • «Титаник»;
  • «Полное затмение»;
  • «Осада»;
  • «Зима»;
  • «Люди в поисках гармонии»;
  • «Все беды»;
  • «Было тихо» и др.
Евгений Гришковец
«Шепот сердца»
Интересно:
Театр стал известен не только российским зрителям. Под руководством Гришковца «Ложа» гастролировала в Бельгии, Австрии, Южной Корее.

В 1998 году Евгений Валерьевич покинул пост художественного руководителя, передав его Константину Евгеньевичу Галдаеву, актеру театра с 1991 года. Писатель перебирается жить в Калининград. В этот же период времени Гришковец представил на суд зрителей свой моноспектакль «Как я съел собаку». Первыми зрителями было всего семнадцать человек. Они смотрели представление между буфетом и мужским туалетом – в одном из проходных залов Московского Центрального академического театра Российской армии.

По словам писателя, пьеса рассказывает о том опыте, который он получил в период службы на флоте. Форма – спектакль-монолог. Гришковец рассказывает жизненные истории из детства и юношеских лет героя, который делится своим жизненным опытом так, будто этот опыт был получен лично каждым из зрителей. В 2000 году за постановку Евгений был награжден национальной театральной премией «Золотая маска» и премией «Приз критики» в рамках одного фестиваля.

В следующем году Гришковец был удостоен высшей награды Международного театрального фестиваля в Вене. Моноспектакль был переведен на немецкий язык. Кроме того, звание матроса, с которым писатель вернулся с флота, поменяли на «сержант». Последний раз с этим спектаклем писатель вышел на сцену в октябре 2002 года. Это произошло на подмостках театра «Школа современной пьесы» в Москве. Автор сам решил снять представление с репертуара.

Евгений Гришковец
«Как я съел собаку»

За «Собакой» последовали:

  • «Одновременно»;
  • «Город»;
  • «Дредноуты»;
  • «Планета»;
  • «Осада»;
  • «Дядя Отто болен»;
  • «Дом»;
  • «Прощание с бумагой»;
  • «Весы»;
  • «Шепот сердца» и др.

Гришковец часто бывает на гастролях со своими театральными работами в городах РФ и Европы, принимая участие в театральных фестивалях во Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Германии.

Книги и интернет-дневник

Первая книга «Рубашка» была выпущена в 2004 году. В ней рассказывается про один день из жизни московского архитектора-предпринимателя, влюбленного и рефлексирующего. На сутки читатель заглядывает в его голову и становится жертвой его потока мыслей. Через год вышла книга «Реки» издательства «Махаон». Сразу же за ней последовал сборник всех пьес писателя под емким названием «Зима».

Следующие работы:

  • «Планка» (2006);
  • «Следы на мне» (2007);
  • «Асфальт» (2008);
  • «Год жжизни» (2008);
  • «Продолжение жжизни» (2009);
  • «А…..а» (2010);
  • «Сатисфакция» (2010);
  • «151 эпизод ЖЖизни» (2011).
Евгений Гришковец
Интернет-дневник драматурга ведется с 2008 года

Список продолжили еще 8 книг, последний сборник на данный момент (2022) датируется 2020 годом. Кроме того, писатель ведет собственный интернет-дневник, в котором размещены архивные записи с июля 2008 года. Последняя запись датирована декабрем 2021 (на конец февраля 2022), но что-то почитателям Евгения Валерьевича подсказывает, что им еще не все сказано.

Интересно:
Интернет-дневник находится по ссылке – https://odnovremenno.com. На сайте можно ознакомиться с расписанием выступлений и даже приобрести билеты.

Кинематограф

В качестве актера дебют состоялся в 2002 году. Гришковец получил роль Ахимаса Вельде в телесериале «Азазель». Далее последовал художественный фильм Алексея Учителя «Прогулка», роль следователя в фильме Станислава Говорухина «Не хлебом единым», «Тринадцать месяцев», «Московский фейерверк». В 2010 был снят художественный фильм «Сатисфаксия», где Евгений Валерьевич получил главную роль – Александра Григорьевича Верхозина, крупного бизнесмена, который по сценарию узнают, что его супруга изменяет ему с помощником и приятелем Дмитрием.

Далее последовали роли в таких кинолентах:

  • «Разбуди меня»;
  • «Короткие волны»;
  • «Инсомния»;
  • «Обычная женщина»;
  • «Молоко»;
  • «Грозный Папа».

Музыкальная деятельность

Драматург раскрыл себя и в музыкальной сфере. Совместно с группой «Бигуди» (состав – Вадим Чалый, Данил Акимов, Максим Сергеев) он записал 4 альбома. Первый «Сейчас» был представлен слушателям в конце 2002 года. Общий проект прекратил свое существование через 10 лет. Но в 2019 г. сотрудничество было возобновлено, представлены композиции «Кто здесь вспомнит нас?», «Человеку человек».

Евгений Гришковец
Музыка – еще одно хобби писателя

Личная жизнь

До службы Евгений не имел никаких романтических отношений. По его словам, он даже ни разу не целовался, поэтому поставил себе цель – вернуться домой с флота и влюбиться. Гришковец долго не мог признаться себе, что в нем зародились чувства. Его любовью стала студентка Елена Соловьева. В то время Женя готовился к отъезду на Запад и понимал, что покидает Родину навсегда, поэтому и думать не смел, что эта девушка станет когда-то его семьей. Возвращаясь домой, Гришковец возвращался именно к ней. Он сразу же отправился в общежитие, где жила на тот момент девушка, и сделал ей предложение руки и сердца.

Интересно:
Будучи в Германии, молодой человек даже написал возлюбленной несколько писем. Он вспоминал о ней, что обостряло его понимание своего бессмысленного нахождения за границей. Женя был уверен, что на Западе не встретит более достойную девушку, чем Лена Соловьева.

Свадьба состоялась 21 августа 1992 года. Празднование проходило в театре «Ложа» в Кемерово, в бывшей столовой политехнического института. Какое-то время молодая семья жила с родителями Евгения, его братом и бабушкой, поскольку идти им попросту было некуда. В 2005 году Лена подарила супругу дочь Наташу. Через 9 лет появился на свет сын Александр, еще через 6 – дочь Мария.

Жена привыкла к постоянным командировкам драматурга. Она является его надежным тылом, во всем поддерживает, воспитывает детей. Евгений при этом называет ее необыкновенной женщиной. Сейчас чета перебралась жить в Калининград, где имеет большой дом. Лена – первый читатель произведений супруга. Она не вмешивается в творческий процесс, ничего не меняет, не критикует. Лишь переносит тексты в компьютер, поскольку драматург до сих пор все пишет по старинке – на листочках.

Евгений Гришковец
С супругой Еленой Гришковец (в девичестве Соловьевой)

Интересные факты

Долгое время писатель считал себя профессионально непригодным для актерской профессии из-за картавости.

Евгений не хотелось идти служить на флот, поскольку там служба длится 3 года (на год больше, чем в других местах). Перед отцом Гришковца стояло две цели: добиться того, чтоб парня не отправили в Афганистан и на флот. С первой справиться удалось, со второй – нет. Как рассказывает сам писатель, в военкомате нашлись более блатные люди, которые тоже «отмазывали» своих детей, как и Валерий Борисович.

Чтоб зарабатывать на жизнь во время попытки уехать в 90-х годах на Запад, Женя стоял на улице живым памятником. Вот здесь и пригодился опыт пантомимы. Он проводил за работой 2-3 часа в день. За это время удавалось получить 20-30 марок, которых хватало только на еду.

Рекомендации от Евгения Гришковца о том, что стоит прочитать. «Винни Пух и все-все-все» Алана Милна, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Зависть» Юрия Олеша, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна.

Все афиши театра «Ложа» Гришковец рисовал своей рукой.

Чтоб зарабатывать на территории театра, поскольку билеты труппа продавать не могла, да и этих денег все равно бы не хватало, поскольку было всего 80 зрительских мест, худрук придумал организовать там бар. Люди приходили сначала выпить, далее присутствовали на спектаклях, а затем продолжали свой отдых в баре. Выручка шла не только в зарплату барменам, но и покрывала расходы театра. Таким образом «Ложа» просуществовала 10 лет.

В 90-х годах, когда процветал криминалитет, в «Ложу» несколько раз приходили местные бандиты. Их цель была уточнить, правда ли там проходят спектакли. Почему-то бандиты были уверены, если в помещении находится бар, значит, обязательно нужно его «крышевать» и зарабатывать на нем. Убедившись, что речь идет о самом настоящем театре, они перестали захаживать «в гости».

Старшая дочь Наталья поет в группе «Бигуди».

Частые вопросы

Что за история с помидорами на сцене театра? Почему во время постановки «Плохой спектакль» зрители забрасывали артистов помидорами?

Гришковец рассказывает, что в конце рабочего дня артисты шли на местный рынок и забирали гнилые, неликвидные помидоры. Ящиками овощи ставили возле зрителей. Артисты играли «Плохой спектакль». Его название полностью объясняет все, что происходило на сцене: актеры плохо читали стихи, отвратительно исполняли роли. Подобное устраивалось в конце каждого сезона. Зрители были в восторге, а артисты, благодаря этому, никогда не знали, что такое звездная болезнь.

Как Евгений определяет для себя границы позволенного на сцене?

Критерием для него является предположение, что в зале сидит мама. Ей не должно быть стыдно за своего сына. Этим писатель руководится в каждом выступлении.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий