Муж - Алекс Поташников.
Дети - Кира.
А́лла Ильи́нична (Исаа́ковна) Су́рикова — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог; народная артистка РФ (2000), лауреат Премии Правительства России (2009). Член Союза кинематографистов РФ.
Ранние годы
Алла Исааковна Сурикова (фамилия первого мужа, девичья фамилия режиссера неизвестна, возможно, она не афишировала ее из-за еврейских корней) родилась 6 ноября 1940 года в Киеве. Ее отец долгие годы работал инженером на Киевском телевидении, мать была врачом-окулистом.
Но главным человеком для Аллы был дядя Яков Осипович Заславский, актер, блиставший на сцене Львовского театра. Особенно хорошо ему давался Хлестаков из «Ревизора». Впервые увидев дядю на сцене, Алла тут же начала грезить сценой, мечтала поступить в театральный. А великую пьесу Гоголя она выучила наизусть.
Родители не одобряли выбор девушки. После школы ей пришлось поступать в институт легкой промышленности. Она провалила вступительные экзамены и устроилась на авиазавод слесарем-сборщицей. Физический труд давался ей не очень хорошо, вскоре девушку уволили.
В 1961 Алла поступила на филологический факультет Киевского университета, где погрузилась в атмосферу творчества. В свободное время студенты спорили о поэзии, сами писали стихи. Сурикова изучала математическую лингвистику под руководством Льва Аркадьевича Калужнина.
«Души в наших фильмах больше». Режиссер Алла Сурикова о современном кино
Дальнейшая биография Аллы Суриковой
Алла Ильинична (Исааковна) Сурикова родилась 6 ноября 1940 года в Киеве (Украина).
В 1965 году окончила филологический факультет Киевского университета, в 1973 году — Высшие режиссерские курсы (мастерская Георгия Данелия).
В конце 1960-х годов работала ассистентом режиссера на телевизионной картине «Маленький школьный оркестр» (1968) и на фильме «Умеете ли вы жить?» (1970). Дипломная короткометражная картина Суриковой «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности» была удостоена в 1974 году приза Госкино Украинской ССР «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале «Молодость».
Актриса в детстве
Алла Сурикова является автором идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш» (1972).
В 1977 году вышла ее первая полнометражная картина «Предположим, ты капитан…» по мотивам рассказов Юрия Сотника о приключениях школьников.
Затем в 1979 году Сурикова сняла комедию «Суета сует» с Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном в главных ролях.
В 1981 году состоялась премьера мелодрамы «Будьте моим мужем», главные роли в которой сыграли Андрей Миронов и Елена Проклова.
В 1983 году на экраны страны вышел ее детектив «Ищите женщину» (1982) с Софико Чиаурели и Леонидом Куравлевым в главных ролях.
В 1985 году Сурикова сняла мелодраму «Искренне ваш…» с Виталием Соломиным в главной роли.
В 1987 году вышел ее музыкальный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов», получивший приз жюри кинофестиваля «Одесская альтернатива» и первый приз МКФ «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе.
Позже Алла Сурикова сняла картины «Две стрелы» (1989), «Казус ипровизус» (1991), «Чокнутые» (1991), «Московские каникулы» (1995), «Дети понедельника» (1997), «Хочу в тюрьму» (1998), короткометражные ленты «А вот и я…» (1992), «Дайте чуду шанс» (1994).
В 2000-х годах вышли фильмы режиссера «Идеальная пара» (2001), «Только раз…» (2002), «Если завтра в поход» (2004), «О любви в любую погоду» (2004), «Вы не оставите меня» (2006), «Человек с бульвара КапуциноК» (2010).
В 2010 году Сурикова участвовала в киноальманахе «Москва, я люблю тебя!», сняв новеллу «Королева».
Алла Сурикова также была сценаристом собственных фильмов «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности», «Предположим, ты капитан…», «Казус импровизус», «Вы не оставите меня», «Человек с бульвара КапуциноК», «Полный вперед!».
Она продюсировала картины «Только раз…» (2002), «Барабашка» (2004) и собственную приключенческую комедию «О любви в любую погоду» (2004).
Сурикова также является автором идеи и продюсером документального цикла «Провинциальные музеи России» (2004-2011).
В 1999 году она организовала некоммерческую студию «Позитив-фильм».
Режиссер ведет преподавательскую деятельность в Московском институте телевидения и радиовещания Останкино (МИТРО), преподаватель кинорежиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Автор идеи и президент кинофестиваля комедии «Улыбнись, Россия!».
Алла Сурикова — народная артистка РФ (2000).
Лауреат премии правительства РФ в области культуры за 2009 год.
Сурикова является обладателем призов МКФ «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе (1987), КФ «Одесская альтернатива» (1987), кинофестиваля «Женский мир» (1991), приза жюри прокатчиков кинофестиваля «Киношок» (1998), Премии Дома Ханжонкова (2004), приза «Золотой Остап» (2005), призов кинофестиваля «Виват кино России!» (2005, 2006), специального приза жюри кинофестиваля «Литература и кино» (2007) и др.
Алла Сурикова замужем за киновидеоинженером Александром Поташниковым.
Ее первым мужем был Вадим Суриков, от этого брака у режиссера есть дочь Кира.
Фильмография
«Ералаш» (1975)
Без Аллы Суриковой никакого «Ералаша», возможно, не было. В 1972 году она только что окончила режиссерские курсы, но нашла в себе смелость написать письмо в Госкомитет по кинематографии с предложением сделать аналог знаменитого «Фитиля» для детей. Идея власть предержащим понравилась, и новую серию утвердили на уровне ЦК КПСС (несмотря на возражения «владельца» «Фитиля» Сергея Михалкова). Правда, предложенное Суриковой название — «Фитилёк» — пришлось заменить. Создателями детского юмористического киножурнала стали сценарист Александр Хмелик и режиссер Борис Грачевский, а знакомый всем «Ералаш» придумала дочь Хмелика. Для Суриковой «Ералаш» какой-то вехой в карьере не стал, но она сняла для этого журнала два выпуска.
«Человек с бульвара Капуцинов»
Какие еще фильмы Аллы Суриковой обязательно стоит посмотреть? Одна из самых знаменитых картин талантливого режиссера – «Человек с бульвара Капуцинов». На эту ленту стоит обратить внимание уже ради одного только звездного актерского состава. Андрей Миронов, Александра Яковлева, Олег Табаков, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Игорь Кваша – сложно перечислить всех знаменитостей, которые засветились в этой комедии. Фильм вышел в 1987 году.
Картина повествует о событиях, которые разворачиваются в одном из городов Дикого Запада. Традиционная стрельба, мордобой, сквернословие – все это ждет зрителей. Однажды на улицах города появляется миссионер кино мистер Фест. Этому человеку удается изменить привычки и нравы местных жителей до неузнаваемости.
Недоброжелатели делают все возможное для того, чтобы выжить мистера Феста из городка. Однако местные жители уже никогда не забудут о существовании великого искусства – кино.
«Суета сует», 1979
Свой дебютный полнометражный фильм Сурикова поставила по сценарию Эмиля Брагинского. Это не совсем комедия — скорее, мелодрама. Главные герои женаты почти двадцать лет, у них взрослая дочь, и вроде бы всё хорошо. Но однажды муж решает уйти из семьи, потому что полюбил другую женщину. Жена, инспектор ЗАГСа, воспринимает такое изменение своего статуса крайне болезненно, а тут ещё дочь, воспользовавшись разладом родителей, уехала к жениху-таксисту в Новгород. Заканчивается всё, разумеется, хорошо, а комедийный дух в «Суете сует» появился благодаря исполнителям главных (Галина Польских и Фрунзик Мктрчян) и второстепенных ролей (Леонид Куравлёв, Людмила Иванова, Яна Поплавская, Наталья Крачковская, Борислав Брондуков). Первый «блин» у Суриковой в итоге комом не вышел — фильм посмотрели более 25 млн человек.
Алла Сурикова, 1981 г. Фото: РИА Новости/ Шахвердиев
Фильм «Будьте моим мужем»
После «Суеты сует» был фильм «Будьте моим мужем». Во-первых, вторая работа для режиссера – дело ответственное, после того как на первой ты уже расправил крылья. Во-вторых, это комедия. И самое страшное, когда люди при просмотре не смеются. Премьера случилась 8 марта, я тихонечко встала в проходе, наблюдаю: смеются, опять смеются… «Ну, ничего», – думаю.
Это была наша первая работа с Андреем Мироновым. Когда я только начинала работать на Мосфильме, увидела его в буфете. Он играл офицера, поэтому пришел в форме – холеный, подтянутый – и взял… сосиски с капустой. Но ни сосиски, ни капуста его не испортили, вот что значит талант и стать! Когда я увидела Миронова, сразу захотела, чтобы он снялся у меня.
И поскольку редактором фильма была его подруга, она с ним договорилась. Специально под Андрея переделали несколько эпизодов, и я предоставила ему возможность самому выбрать партнершу. Он выбрал Леночку Проклову. В нее влюблялись все мужики поголовно, причем любили смертельно. Мы, женщины, всегда хотим знать, за что мужики нас любят. И вот моя подруга спросила у одного из ее обожателей: за что? Он ответил, что «Лена – без кожи». Проклова, и правда, удивительно эмоциональный человек. Утром у нее могла быть температура под 40, через пару часов она заваривала какую-то траву, настраивала себя, и температура нормализовывалась.
На съемочную площадку фильма она приехала с одним мужем (все влюбленные мужчины сразу становились мужьями, независимо от того, расписывались они или нет), уехала – с другим. В нее влюбился даже отец мальчика, который снимался в этой картине.
Мальчик был наполовину француз: папа – русский художник, а мама – француженка. Он был очарователен, каждый вечер ко мне приходил и просил порепетировать с ним, чтобы завтра хорошо сняться. И я репетировала, и он хорошо снимался. А пару лет назад я сидела на Мосфильме на перезаписи какой-то картины, и ко мне пришел длинный, носатый, сутулый, скучный человек – это был тот «Илюшенька». Он вырос, стал ювелиром, живет во Франции, занимается своими скучными делами. К сожалению, не все дети, которые в детстве замечательно снимаются, становятся актерами.
Помню еще случай со съемок: звонит мне ночью жена Миронова Лариса Голубкина и спрашивает, где Андрей. А у меня тогда был фурункулез на нервной почте, так что я плохо засыпала. И тут меня разбудили, а в трубке: «Алла, я звоню Андрею в два часа ночи – его нет». Что ответила режиссер спросонья: «Наверное, он на съемке». На следующий день Лариса была у нас. Мы взяли выходной и пошли в ресторан «Кавказский аул», где снималась часть сцен.
Был октябрь. Полупустой ресторан. Сидим за столиком, выпиваем, закусываем. За соседним столом сидят крепкие ребята. Мы спрашиваем у официанта: «У вас здесь спокойно? Драки бывают?» «Бывают, но редко. А иногда даже съезжаются воры в законе», – ответили. И вот через время на наш столик ставят пару бутылок. Мы с Ларисой встаем, подходим к тем ребятам, посидели пять минут, пообщались, поулыбались. Потом выяснилось, что эти ребятки и были ворами в законе.
Картина «Будьте моим мужем» хорошо прокатывалась. Я встретила оператора на Мосфильме, который шел из кассы, забрав второй гонорар за работу. Он мне сказал: «Ни одна женщина не давала мне столько денег. Спасибо вам!»
«Ищите женщину», 1983
Второй фильм Суриковой «Будьте моим мужем» также был, пожалуй, мелодрамой — герои Андрея Миронова и Елены Прокловой попадали в ловушку курортного романа, из которой находили путь к семейному счастью. А вот в следующей работе режиссер отправилась на неизведанную территорию детектива — с преступлениями, убийствами и кровью. Двухсерийный фильм «Ищите женщину» — это экранизация пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла, которая, правда, до СССР добралась через Францию (отсюда французские имена персонажей).
Секретарь нотариальной конторы Алиса видит своего босса мэтра Роше с ножом в спине; в панике она вызывает полицию, но труп исчез — и лишь острый ум инспектора Грандэна способен разгадать эту загадку. В фильме снова снялась целая россыпь звезд советского кино (в итоге это стало «фишкой» Суриковой), «Ищите женщину» не раз показывали по центральному телевидению, да и сейчас эта картина не кажется сильно устаревшей — хотя, конечно, это больше киноинсценировка театральной пьесы.
«Хочу в тюрьму»
В 1998 году свет увидела одна из самых знаменитых комедий Аллы Суриковой. «Хочу в тюрьму» — такое название получила картина. Фильм рассказывает историю разработчика и конструктора «Запорожца», который легко обгоняет иностранные автомобили, плавает как моторная лодка. Случайно этот человек помогает злоумышленникам ограбить банк. Герой не желает дожидаться ареста, он бежит за границу для того, чтобы сесть в тюрьму там.
Владимир Ильин, Алла Клюка, Сергей Баталов, Наталья Гундарева, Борис Щербаков – актеры, сыгравшие главные роли.
Личная жизнь
В киевский период жизни у Аллы Суриковой были отношения с очень ревнивым мужчиной по имени Владимир. До брака дело не дошло, хотя они были вместе 7 лет. Первым официальным мужем стал Вадим Суриков. У них родилась дочь Кира, но через 5 лет супруги расстались.
С дочерью Кирой
Брак со вторым мужем, звукооператором Евгением, тоже не был продолжительным. Но, в конце концов, Алле Ильиничне посчастливилось встретить «своего» мужчину – Александра Поташникова. Он стал единомышленником и взял на себя финансовые и производственные дела некоммерческой студии «Позитив-фильм», созданной женой.
Алла Сурикова и Александр Поташников
Мужья
Конечно же, поклонников интересуют не только творческие достижения Аллы Суриковой. Биография, личная жизнь – люди хотят знать все о своем кумире. Известно, что эта женщина трижды выходила замуж. Первым ее мужем стал молодой врач Вадим Суриков. Алла прославилась под его фамилией. В браке родилась дочь Кира, однако это не помогло спасти его. Алла рассталась с мужем, когда ребенку было всего три года. Она объясняет это тем, что она и Вадим тогда просто не дозрели до семейной жизни.
Что происходило в личной жизни Аллы Суриковой после развода? Вскоре после расставания с первым мужем она вышла замуж во второй раз. Избранником режиссера стал звукооператор Евгений. С этим мужчиной Алла прожила около семи лет. Она шутит, что на память от второго мужа осталась московская прописка.
Алик Поташников – третий муж Суриковой. Она познакомилась с ним незадолго до начала работы над картиной «Человек с бульвара Капуцинов». Судьбоносная встреча произошла в Доме творчества в Болшеве, где они оба отдыхали. Вот уже много лет Поташников и Сурикова счастливы вместе.
Используемые источники: tandem-psy.ru, tn-club.ru, www.wday.ru, goliard.ru, honeylife24.ru, vd-tv.ru
Добавить комментарий