Жена: Азима Абдумаминова
Дети: Полина, Мелания
Родители: Василий Петренко
Петренко Алексей Васильевич - народный артист РФ и Украинской ССР, лауреат Государственной премии России, гений перевоплощения в разных жанрах и амплуа кино и театра. Биография Алексея Петренко вызывает интерес людей разного возраста.
Детство
В 1935 году Василий Алексеевич Петренко, отец будущего артиста, совершил побег со стройки Беломорск-Балтийского канала, где отбывал наказание за невыполнение норм хлебосдачи, и обосновался с семьей на Украине в селе Чемер Черниговской области.
Ранней весной 38-го года в семье Василия родился сын Алексей. Ребенок появился на свет 26 марта, но его официальная дата рождения 1 апреля. Отец не смог сразу добраться до сельсовета, и ему пришлось соврать и зарегистрировать сына другим числом, дабы избежать наказания. В то смутное время строго наблюдали за своевременной регистрацией всех родившихся.
Через 11 лет после рождения младшего сына Алексея семья Петренко, в составе родителей, Алеши и старшего брата Феди, переехали в Чернигов. К тому времени отец купил дом на Бобровой улице. С самого детства Алексей был высоким мальчишкой крепкого телосложения, посещал секции борьбы и бокса, но совмещал спорт с занятиями в театральном школьном кружке.
Преподаватель драмкружка отговорил юношу от продолжения спортивной карьеры, запугав неизбежностью сломанного носа в боксе и поломанными ушами в борьбе. Алеша был прирожденным артистом и комиком, ему ничего не стоило рассмешить всех окружающих, мальчика любили друзья и взрослые. Уже в школьные годы он блистал своим театральным талантом.
Будущий артист посещал школу для мальчиков, тогда еще не было совместного обучения, поэтому, когда предложили сыграть в спектакле женскую роль, Алексей не удивился, а с энтузиазмом принял вызов и отыграл свою партию так, что все окружающие были в изумлении, настолько убедительно дворовой сорванец влился в женский образ. И это было его первое выступление на людях.
Мать Алексея была очень горда за сына, всячески поддерживала и поощряла в увлечении театром. Отец же, напротив, категорически противился такому провождению времени, считая театральные подмостки недостойным делом настоящего мужчины, часто требовал бросить драмкружок.
В своей непримиримости к любимому занятию сына он всячески пытался отбить желание парня выступать на сцене. Однажды накануне школьного спектакля в сильный мороз отец забрал подростка на болото добывать торф, Алексей сильно заболел и охрип, но даже это не помешало отлично справиться со своей ролью.
Юность
После школы юноша окончательно решил связать свою жизнь с театром. Но актерский талант не помог с первого раза поступить в Киевский театральный вуз, и вторая попытка поступить в этот, же институт окончилась провалом, Алексей не смог сдать экзамены по русскому и украинскому языкам.
Между своими неудачными поступлениями будущий артист не бездельничал, а познавал суровую правду жизни, работая в кузне. Профессия оставила на нем свой отпечаток серьезности, сосредоточенности и спокойствия.
Лишь через три года Петренко стал студентом, его приняли в Харьковский театральный институт. Накануне экзаменов парень познакомился с Ольховским Т. К., известным деятелем в актерской среде, и сумел произвести на него неизгладимое впечатление. Трофим Карпович своим авторитетом помог Алексею поступить в театральное учебное заведение, что послужило началом творческой биографии Петренко.
На театральной сцене
После учебы в институте в 1961 году артиста распределили на работу в театр им. Щорса города Запорожье. Проработав там два года, Алексей переехал в Донецкую область и продолжил свою карьеру в драматическом театре города Жданова. А год спустя, его коллеги написали письмо Игорю Владимирову с просьбой продвинуть талантливейшего актера.
Режиссеру приглянулся артист Петренко, и он пригласил его в Северную столицу на работу в театр имени «Ленсовета». Следующие тринадцать лет жизни Алексей Васильевич провел на сцене в Ленинграде. Вначале играл характерных героев, типа Бьенделло из постановки «Укрощение строптивой». Лишь со временем ему доверили разноплановые роли, с которыми он справлялся восхитительно.
Свою карьеру в кино Петренко начал с небольшой эпизодической роли бандита в ленте Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» в 1966 году. Но, часть картины, в которой снялся артист, на экраны не вышла. Строгая цензура того времени не пропустила сцену насилия и бандитизма.
Эпизод перед премьерой вырезали, но имя актера осталось в титрах. Спустя десять лет режиссер Мельников позвал Алексея сняться в фильме «Женитьба», остро чувствуя вину за ту провальную сцену. Хотя на карьере актера это никак не сказалась.
Уже через год после того случая Петренко увидели на экранах в фильме Соколова и Радзинского «День солнца и дождя». До 74-го года актер мало снимался в кино и только в эпизодических ролях. Основной деятельностью была театральная карьера и работа над фильмами-спектаклями.
Как киноактер Петренко прославился к 40 годам, главная роль Григория Распутина в исторической ленте Э. Климова «Агония» стала переломным моментом в его карьере. Фильм был отмечен многочисленными премиями и наградами, но на экраны вышел только в 1985 году.
Этой роли Петренко отдал неимоверное количество энергии и сил, в конечном итоге съемки в фильме для него закончились сердечным приступом и больничной койкой. После работы в «Агонии», Алексея стали приглашать на кинопробы и другие знаменитые режиссеры.
В период 76-77 гг. актер снялся во многих нашумевших лентах и стал знаменитым и узнаваемым среди зрителей. Это были работы в фильмах «Ключ без права передачи», «Беда», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Женитьба».
В Москве
Уже, будучи знаменитым киноактером, в 1977 году Алексей Васильевич переехал на постоянное место жительства в Москву. Первые 15 лет жизни в столице артист работал во многих московских театрах:
- Театр на Малой Бронной,
- Театр на Таганке,
- МХАТ,
- Московский «Театр - 21»,
- «Школа современной пьесы».
Свою театральную карьеру Петренко с успехом совмещал со съемками в художественных фильмах. В 1984 году на него обрушился оглушительный успех после выхода на экраны ленты Эльдара Рязанова «Жестокий романс», в ней он выступил в роли купца и снимался в команде с дебютировавшей Ларисой Гузеевой.
Самые знаменитые работы артиста в лентах:
- «Лев Толстой»,
- «ТАСС уполномочен заявить...»,
- «День гнева»,
- «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
Играл Петренко одинаково хорошо всех героев, в его коллекции ролей есть журналист из Америки, король Англии Карл I, обычный лесник, пророк Лука, бандит, монах, Сталин и его двойник.
Талантливый актёр был популярен и за рубежом, его звали на работу в европейские страны: Германию, Францию, Болгарию
К началу 90-х Алексей Петренко мог похвастаться огромнейшей коллекцией фильмов, в которых принимал участие. В дальнейшем она пополнялась новыми проектами, и их могло быть намного больше, но Петренко часто впадал в меланхолию и хандрил. В такие периоды жизни отказывался от предложений режиссёров, мотивируя тем, что душа не лежит сниматься в кино.
Успех
Сразу после развала СССР Алексей Петренко мало участвовал в съёмках фильмов. И только в 1998 году к актеру вернулась популярность и востребованность как киноактёра после удачно сыгранной роли пьяницы-генерала в картине Н. Михалкова «Сибирский цирюльник». К 2000 году он был утверждён на интересные роли в нескольких фильмах.
Петренко успешно перевоплотился в английского писателя А. Конан Дойла в нашумевшем телевизионном сериале «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в этом проекте звездную компанию актеру составили Виталий Соломин и Василий Ливанов.
В комедийном фильме « Фортуна» Георгия Данелии он снялся вместе с Вахтангом Кикабидзе. Уже в преклонном возрасте, в первом десятилетии XXI века Петренко продолжал трудиться с полной самоотдачей и радовал зрителя своими новыми талантливыми работами.
Он запомнился людям своими ролями: генерала Иволгина из экранизации романа Фёдора Достоевского «Идиот», главного врача в многосерийном фильме «Доктор Живаго», ветерана Метростроя из «12» Н. Михалкова, начальника Олега Давыдовича Малкина из сериала «Гражданин начальник».
В 2009 году критики и зрители отметили работу в драматической киноленте «Похороните меня за плинтусом». В экранизации повести Павла Санаева Петренко сыграл роль дедушки главного героя фильма.
В роли Сталина
Роль вождя и тирана Иосифа Виссарионовича Сталина удавалась актеру настолько хорошо, что за всю свою актёрскую карьеру ему удалось пять раз перевоплотиться в генералиссимуса в фильмах:
- «Навстречу шторму»,
- «Вольф Мессинг: видевший сквозь время»,
- «Смерть Таирова»,
- «Кооператив «Политбюро», или «Будет долгим прощание»
- «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
Последние кинороли
Последними героями, сыгранными А. Петренко, были роли престарелого влюблённого Земляникина в серии популярнейших среди всех слоёв населения комедий «Елки 2» и «Елки 5», советского литератора в многосерийной мелодраме «Уходящая натура», а также ведущего документального проекта «Влюблённые учителя».
Личная жизнь
Со своей первой женой, оперной певицей Аллой Петренко, актёр прожил 19 лет. Они познакомились в 1958 году в Харьковском театральном училище на студенческой вечеринке, а в 1960 - расписались. В семье воспитывалась дочь Полина.
Прожив почти два десятилетия вместе, пара рассталась, дочь по настоянию отца осталась жить с Петренко в Москве, а Алла переехала в Питер. После неудачного поступления в Щукинское училище Полина уехала к маме, и вскоре Алла с дочкой и внучкой отправились на ПМЖ в Мюнхен, что омрачило личную жизнь актера.
Галина Кожухова
Причиной расставания Алексея с Аллой была московская журналистка Галина Кожухова. Она стала второй женой актёра. Семейная пара прожила вместе три десятилетия, их разлучила смерть Галины. Сына журналистки, Михаила, в будущем известного телевизионного ведущего, актер воспитал как собственного сына.
Третий брак
Личная жизнь Алексея Петренко изменилась через год после смерти Галины. Актёр познакомился с Азимой Расуловой. Женщина была младше Алексея на 32 года, но это не помешало Петренко отвести ее в ЗАГС. Старшая дочь Полина была против отношений отца с киргизской журналисткой, которая родила Алексею дочь Алию.
Смерть
Алексей Петренко умер в возрасте 78 лет 22 февраля. До последних дней актер оставался бодрым и энергичным, планировал дальнейшую жизнь, но оторвавшийся тромб перечеркнул все планы Алексея Васильевича. Его похоронили на Николо-Архангельском кладбище города Москва.
Добавить комментарий