Муж - Вейланд Родд, Григорий Клеймиц, Дмитрий Пушкарь
Дети - Энтони Родд
Понаровская Ирина Витальевна (р. 1953) – советская и российская певица эстрады, исполняла композиции в стиле джаз и фолк, телевизионная ведущая, актриса.
Семья
Ира появилась на свет в Ленинграде 12 марта 1953 года. Девочке суждено было родиться в музыкальной семье.
Папа, Понаровский Виталий Борисович, окончил Ленинградскую консерваторию по классу виолончели. Профессиональный путь продолжил в джазовом оркестре в качестве художественного руководителя и дирижёра. В 1996 году он ушёл из жизни.
Мама, Арнольди Нина Николаевна, также окончила Ленинградскую консерваторию, только по классу фортепиано. После получения диплома ей предложили должность концертмейстера в музыкальной школе при этом учебном заведении. Она согласилась и осталась работать при консерватории. Не раз становилась дипломантом международных конкурсов по классической музыке в номинации «За лучший аккомпанемент».
У Иры есть два брата, они старше её. Один из них, Саша, учился в той же музыкальной консерватории, что и родители, получил диплом пианиста. В 1990 году уехал в Америку, проживает там до сих пор и работает преподавателем музыкального колледжа.
Родители Понаровской потом развелись, у папы была новая семья, где в 1976 году у Иры родилась единокровная сестра Надя. Сестрёнка тоже выбрала творческий жизненный путь, связанный с музыкой, была солисткой в проекте «Поющие радиоведущие, сейчас трудится на радиостанции «Вертикаль» в Санкт-Петербурге на должности музыкального редактора.
Детские и школьные годы
Естественно, что родители Иры, профессиональные музыканты, мечтали о музыкальном будущем дочери. Только им больше хотелось, чтобы девочка проявляла любовь к музыкальным инструментам, а малышке нравилось петь. Серьёзно к этому увлечению девочки отнеслась бабушка Арнольди Шарлотта. Она потребовала, чтобы родители Иры отвели и показали дочь педагогам по вокалу. Ира до сих пор уверена, что именно бабушка определила для внучки её будущую жизненную профессию.
Ире было шесть лет, когда она впервые попробовала играть на рояле. Поэтому не удивительно, что девочку отдали на обучение в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, в которой работала мама. Там она освоила музыкальные инструменты – арфу и фортепиано, а в 15-летнем возрасте начала заниматься по классу вокала у знаменитого преподавателя Архангельской Лины Борисовны.
В старших классах Ирина увлеклась советской эстрадной песней, слушала пластинки Клавдии Шульженко, Лидии Клемент, Эдиты Пьехи и Марии Пахоменко.
В средней общеобразовательной школе каких-то особенных достижений Ирина не показывала. У неё не было блестящих результатов в учёбе, лидерских позиций она не занимала, считалась обычной девочкой, крепкой и ровной ученицей. В 1971 году Ира получила аттестат о среднем образовании и поступила в Ленинградскую консерваторию.
Начало творческого пути
В сентябре Ира начала учёбу в консерватории, а уже в ноябре она выступала в качестве солистки ансамбля «Поющие гитары».
Так получилось, что одному из первых в Советском Союзе вокально-инструментальных коллективов «Поющие гитары» срочно нужна была солистка. Художественный руководитель группы был знаком с папой Ирины, и Виталий Борисович попросил его прослушать дочь. Пение Иры понравилось, так студентка-первокурсница стала солисткой коллектива. Она исполняла композиции «Вода бывает горькая», «Неприметная красота» и вокальную импровизацию в балладе «Саласпилс».
То, что её называли солисткой группы, для Понаровской уже было каким-то наивысшим титулом. Ведь даже в школьном хоре преподаватели не доверяли ей петь первым голосом, девочка стояла в последнем ряду в роли второго сопрано.
В «Поющих гитарах» Ира пела почти 5 лет, до 1976 года. Потом некоторое время солировала в музыкальном коллективе «Коробейники», где в тот момент на клавишном синтезаторе играл Александр Зайцев, перешедший потом в «Машину времени».
А в 1975 году состоялась грандиозная премьера первой в СССР рок-оперы «Орфей и Эвредика». Её написали драматург Юрий Димитрин и композитор Александр Журбин. Ставили произведение в оперной студии Ленинградской консерватории, а занимался этим режиссёр Марк Розовский на базе коллектива «Поющих гитар». Главные партии Орфея и Эвредики пели Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. В Ленинграде оперу непрерывно исполняли в течение десяти лет. Кроме этого, коллектив гастролировал по Советскому Союзу, и везде в концертных залах был аншлаг. В 2003 году рок-опера «Орфей и Эвредика» попала в книгу рекордов Гиннеса в качестве мюзикла, который максимальное количество раз (2350 к моменту регистрации рекорда) сыграл один и тот же коллектив.
В 1975 году Ира была приглашена принять участие в международном фестивале в Дрездене, где она спела композицию Якова Дубравина «Люблю» и песню на немецком языке «Садись в поезд своей мечты». В ГДР Ира завоевала море аплодисментов от зрителей и первую премию от жюри.
Польский триумф
В 1976 году певица представляла Советский Союз на международном песенном фестивале в польском городе Сопоте. За композицию «Мольба» Ира получила гран-при, а на заключительном концерте публика вызывала её на сцену девять раз. И, несмотря на то, что это противоречит традициям фестиваля, Ирина всё же спела песню на бис.
В ГДР и в Польше Понаровская в одночасье стала звездой. В то время, как на родине, Ирину не особенно чествовали. Когда её отправляли на фестиваль в Сопот, министр культуры даже понятия не имел, что это за певица и откуда она.
В Польше её поселили в гостинице в один номер с какой-то женщиной из Запорожья, которая находилась там в командировке. Когда Ира вошла в номер, у женщины в гостях был мужчина, на столе стояли рюмки, и лежала нарезанная чесночная колбаса. Понаровской стало так тоскливо от того, что всем на неё наплевать, она села на кровать и расплакалась. А украинская женщина тогда быстренько выпроводила своего гостя и стала успокаивать молоденькую Иру. С тех пор Понаровская очень любит деревенских и простых людей за их чистоту, душевность и искренность.
Правда, после первого фестивального дня, где Ира на польском языке исполнила песню «Была птицей», в зале её приняли настолько тепло, что певица перестала переживать и плакать. Поляки особенно полюбили девушку с заморскими чертами лица, да ещё и поющую по-польски, они вообще приняли её за свою соотечественницу. Лишь песня «Мольба», которую Ира исполняла на второй день, прояснила ситуацию, и все поняли, что она и впрямь из СССР.
Её фотографии красовались на журнальных обложках, на улице люди брали у Иры автографы, а у дверей её гостиничного номера стояли корзины с цветами.
В Дрездене Ира получила титул «Фрау Фестиваль», а в Сопоте «Мисс объектив» как самая красивая, обаятельная и фотогеничная певица.
Музыка
В 1976 году, вернувшись из Сопота, Ирина в качестве победительницы фестиваля приняла участие в сборном концерте, который проходил в московском зале «Россия». Её выступление услышал Олег Лундстрем, который как раз подыскивал для своего оркестра солистку. Он отправил директора оркестра на переговоры с Понаровской. Договорились до того, что Ира уехала в столицу и почти два года была главной солисткой джаз-оркестра.
Консерваторскую учёбу Ирина не бросила и в 1978 году окончила высшее учебное заведение с дипломом пианистки. Во время экзаменов она играла:
- пьесы Дебюсси, Щедрина и Шостаковича;
- 32 вариации Бетховена;
- первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Понаровская всегда любила своих слушателей. Ей приходилось выступать не только в многотысячных концертных залах и на переполненных стадионах. И на Дальнем Востоке ей доводилось петь, и в колхозных полях, стоя на грузовике. Свою профессию артистки Ира сравнивает с профессией врача. Ведь человеку иногда нужна душевная помощь и в этих случаях выручает песня. Поэтому, несмотря на всю тяжесть артистической жизни, колоссальный эмоциональный и физический труд, Ирина получает от свой профессии удовольствие.
У Понаровской в жизни были периоды, когда она гастролировала постоянно. Дома в комнате стоял чемодан, в нём только приходилось менять вещи по сезону. Иногда уезжала в лёгком пальто, а с собою брала шубу, потому что, когда возвращалась, всё уже было засыпано снегом.
Ира выпустила семь дисков со своими песнями, особенно популярными в своё время становились следующие композиции:
- «Ты мой Бог!»;
- «Знаю – любил»;
- «Так проходит жизнь моя»;
- «Прости меня»;
- «Женщина всегда права»;
- «Рябиновые бусы»;
- «Спасибо за любовь»;
- «Я больше не хочу»;
- «Ты не прав»;
- «Реквием».
Понаровскую не раз приглашали в жюри таких знаменитых музыкальных конкурсов и фестивалей, как «Юрмала» и «Славянский базар».
В 1997 году на Площади звёзд эстрады была заложена именная плита Ирины Понаровской.
Кино
С 1976 года помимо музыки в жизни Ирины Понаровской появилось кино. Её первой ролью была Корабельникова Регина Михайловна в картине «Меня это не касается» режиссёра Герберта Раппапорта.
В следующем 1977 году Ира сыграла Фею Времени в фильме «Орех Кракатук», снятом по сказке Гофмана «Щелкунчик».
На счету Ирины ещё шесть картин:
- «Городская фантазия»;
- «Ограбление в полночь»;
- «Голубые города»;
- «Золотая рыбка»;
- «Трест, который лопнул».
Кроме кино Ира принимала активное участие во многих телевизионных программах:
- «Песня года»;
- «Будильник»;
- «Хит-парад Останкино»;
- «Оба-на!»;
- «Утренняя почта»;
- «Голубой огонёк»;
- «Адреса молодых»;
- «Вокруг смеха»;
- «Очевидное-невероятное»;
- «Угол-шоу»;
- «Театральные встречи».
Также Ирина была ведущей авторской передачи «Фитнесс-класс Ирины Понаровской», где она давала уроки по методике здорового питания и физических нагрузок, которые разработала сама. По словам самой певицы, если бы она не выбрала творческий жизненный путь, то обязательно стала бы врачом.
В 1991 году Ирина снималась в детективной картине «Он своё получит» по произведению Чейза. Времена тогда наступили трудные и для кинематографа, и для всей страны СССР. Режиссёр уговорил Иру на съёмки, но в фильме был настолько низкий бюджет, что ей пришлось везти с собой кучу своей одежды, чтобы сниматься. Удовольствия от своей роли Понаровская не получила, как впрочем и денег за работу. Единственное, что было приятно, так это красивые места под Таллином. После съёмок прошло почти два года, когда картина вышла на экраны. Мало того, что прокат был узким, так ещё вместо Ирины говорила совсем другая женщина. С тех пор Понаровская зареклась сниматься в кино, сказала, теперь только если её пригласит сам Никита Михалков или Стивен Спилберг, с другими работать не будет.
Личная жизнь
Первым мужем Ирины был художественный руководитель коллектива «Поющие гитары» Клеймиц Григорий Давидович. Брак просуществовал полтора года, возможно, Ира была ещё слишком молода, и сказалась восьмилетняя разница в возрасте.
Второй раз Ира вышла замуж за темнокожего джазового музыканта и певца Вейланда Родда. Брак продлился семь лет, осенью 1984 года у супругов родился сын Энтони. Медики запрещали Понаровской рожать, потому что у неё были серьёзные проблемы с почками, но Ирина провела серьёзную работу по очищению организма и произвела на свет здорового мальчика.
Третий супруг Иры был младше её на десять лет. Пушкарь Дмитрий Юрьевич познакомился с Ириной в клинике, где она лечилась от заболевания почек. Он – знаменитый уролог, член президиума Российского общества урологов, член Европейской и Американской ассоциаций урологов, читает лекции за границей. Но этому супружеству также не суждено было завершиться счастливым концом, брак распался.
Были в жизни Иры гражданские отношения с танцором из её музыкального коллектива Владом и непродолжительный роман с певцом Сосо Павлиашвили.
В детстве Ира была полным ребёнком. С 15 лет начала заниматься своей фигурой и здоровьем, очень любит плавать.
Ещё со школьных лет Ира увлекалась вязанием и шитьём. Эти хобби во взрослой жизни вылились в собственное ателье и две линии дизайнерской одежды. На эстраде России Понаровская не раз признавалась самой элегантной женщиной. В 1990 году французский Дом моды «Шанель» присудил Ирине звание «Мисс Шанель Советского Союза».
У Иры есть дом в Эстонии под Нарвой, но в основном она живёт вместе с сыном, невесткой и внуком в Норвегии.
Добавить комментарий