Евгений Павлович Леонов (1926-1994) — выдающийся советский актер театра и кино, мастер блестящих комедийных и драматических образов, Народный артист СССР. Долгое время служил в театре им. Станиславского и в Ленкоме. Фильмография артиста насчитывает более шести десятков киноролей. Советскому зрителю Евгений Павлович полюбился по фильмам «Полосатый рейс», «Белорусский вокзал», «Старший брат», «Афоня», «Джентельмены удачи» и многим другим. Его театральные работы не оставляли равнодушными никого, заставляя замирать публику, когда он выходил на сцену.
Детство и юность
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве в обычной советской семье. Отец Павел Васильевич трудился на авиационном предприятии, а мать Анна Ильинична была домохозяйкой. Кроме того, у Жени был старший брат Николай. Все они проживали в коммуналке на Васильевской улице. В их квартире всегда было немало гостей, среди которых были друзья, дальние родственники и просто знакомые.
Маленького Женю всегда подкупало умение матери забавно рассказывать разные истории и заботиться о своих детях. Родители уделяли большое внимание воспитанию сыновей: мать читала им много книг, а папа часто рассказывал о знаменитых советских летчиках, привив обоим любовь к небу.
Начиная с 5 класса, Женя записался в театральный кружок, в котором дети не только играли роли, но и писали сценарии. Выходя на сцену, ему всегда удавалось рассмешить публику, которая хохотала до упада. Незадолго до войны Леонову посчастливилось побывать во МХАТе перед самой его эвакуацией. Молодому пареньку удалось лицезреть настоящих корифеев театра — Качалова и Книппер-Чехову, от чего он испытал настоящее потрясение.
В самом начале войны Евгений, окончив семилетку, пошел работать токарем на завод, где трудились отец и старший брат, а вскоре поступил в авиационный техникум. Здесь будущий актер был активным участником художественной самодеятельности, за что его прозвали «наш артист».
А еще он очень любил читать. Актер вспоминал, что на малую родину к родителям всегда ехал с полным чемоданом книг. Евгений Павлович перечитал всю русскую классику — Достоевского, Толстого, Горького. Страсть к чтению была столь велика, что в молодости он брал в руки книгу по ночам и мог практически не спать.
Осознав готовность и силы идти по актерской стезе, Евгений Павлович решился на поступление в Московскую театральную студию. На приемную комиссию, в которой были Р. Захаров и А. Гончаров, внешне полноватый молодой человек с толстыми губами и большим носом произвел не самое приятное впечатление. Взявший накануне взаймы у брата пиджак, Леонов вначале рассказал стихотворение, которое всегда заставляло смеяться публику, но у строгой комиссии не вызвал даже улыбку. Затем Леонов предложил представить стишок А. Блока, но в ответ ему справедливо заметили, что у этого поэта нет стишков. Во время декламации серьезного лирического стихотворения комиссия хохотала до слез, но дала претенденту дочитать его до конца. После этого она вынесла свой вердикт — взять на обучение без сдачи других экзаменов. Позднее актер вспоминал: «В искусство я вполз». Во время учебы он проявлял неудержимое рвение, пропадая до ночи в студии, и это вскоре принесло свои плоды.
Театральная жизнь
После окончания студии в 1947 году Леонов устроился по распределению в один из районных театров, где успел предстать перед зрителями в роли Кольки в постановке «Ровесники». Но через год театр был закрыт, и на его месте был организован Московский драматический театр им. Станиславского, главным режиссером которого назначили В. Дудина. Леонов вместе с другими молодыми артистами был зачислен в его труппу, но долгое время исполнял лишь эпизодические роли. Движение вперед талантливого актера сдерживала сильная скромность, не позволявшая громогласно заявить о себе. К тому же в его услугах были не сильно заинтересованы, и это даже особо не скрывалось. Однажды режиссер подошел к Евгению Павловичу и практически открытым текстом попросил его, если есть возможность, перейти работать в другой театр.
После прихода на пост режиссера М. Яншина дела Леонова шли нисколько не лучше. Мнительный актер перестал верить в свои способности: «Я стал сомневаться, правильно ли сделал, что пошел в искусство». Но судьба подарила ему шанс. В 1954 году неожиданно для многих режиссер назначил Евгения Павловича на роль Ларосика в постановке «Дни Турбиных». Примечательно, что раньше эту роль исполнял сам Яншин. К чести Леонова он не стал копировать режиссера, а добавил в образ Ларосика неповторимую чистоту и непосредственность. Правда, Яншин никогда в присутствии Леонова его не хвалил, а ругал постоянно. Но все это ему не помешало однажды сказать: «Леонов мой лучший ученик». В театре им. Станиславского Леонов прослужил 21 год. Именно здесь в 1966 году по-новому засверкал его театральный талант после выхода спектакля «Антигона», в котором актер великолепно сыграл царя Креона.
После этого были 4 года в театре им. Маяковского, где из-за большой занятости в кино и рекламе у него разгорелся конфликт с режиссером А. Гончаровым. А затем почти два десятилетия игры на сцене Ленкома.
Большие перемены
Появление в кино совпало у Леонова с трудоустройством в театр. С 1947 года он играет сначала в массовках, а затем снимается в эпизодах фильмов «Счастливый рейс», «Карандаш на льду», «Спортивная честь», «Морской охотник». Первые серьезные роли прославленный актер сыграл в середине 50-х годов. Тогда на экраны страны вышли два замечательных фильма —драма с криминальным оттенком «Дело Румянцева» и приключенческая лента «Дорога».
Всенародная любовь пришла к актеру в 1961 году после съемок в комедии В. Фетина «Полосатый рейс». Роль непритязательного буфетчика Шулейкина, который выдавал себя за дрессировщика, удалась Евгению Павловичу на славу. Он сумел создать этот трогательный образ простодушного и несколько наивного героя, не побоявшись сняться в обнаженном виде. Для советского кино это был очень смелый шаг, о котором позднее актер неоднократно вспоминал: «Я первым показал свой мощный зад советскому народу». «Полосатый рейс» стал лидером советского проката с 32 млн просмотров.
После этого Леонову стали предлагать множество ролей, многие из которых были откровенно проходными. Среди прочих киноработ выделяется фильм «Донская повесть», сценарий к которому был написал В. Фелиным. Здесь актер предстал в образе казака Якова Шибалка, в тяжелых раздумьях принявшего революцию. Успевший полюбиться публике как комический артист, Евгений Павлович прекрасно исполнил драматическую роль, за которую был удостоен премии Всесоюзного фестиваля в Киеве и Международного фестиваля в Нью-Дели.
В фильме «Тридцать три» Леонов создал трагикомический образ Ивана Травкина. По поводу роли в этой ленте актеру написал И. Ильинский, который говорил, что никогда не видел такого совершенно смешного и одновременно острого кино. Наверное, поэтому картина была запрещена и почти 20 лет пролежала на полке. Как говорил сам актер, фильм особенно не понравился военным медикам и космонавтам. В 1969 году вышел в свет «Зигзаг удачи» Э. Рязанова, где зрители увидели любимого актера в роли Володи Орешникова, выигравшего крупную сумму в лотерею. Из-за недовольства профсоюзов фильм вышел ограниченным тиражом без всякой рекламной поддержки. Кроме того, в этот период Леонов успел сняться в ряде заметных картин: «Фокусник», «Снежная королева», «Зареченские женихи», «Виренея».
Заметные кинороли в 70-80 годы
В 1970 году на экраны вышел культовый фильм «Белорусский вокзал», повествующий о фронтовых воспоминаниях друзей, прошедших всю войну. Великолепный актерский ансамбль в составе А. Папанова, Н. Ургант, В. Сафонова и Е. Леонова очень точно и характерно передал весь ужас и кошмар войны. Потом были эксцентричные «Джентльмены удачи» (1972) с двумя противоположными образами — криминального авторитета «Доцента» и скромного, очень любящего детей заведующего детским садом Трошкина. После этого Евгению Павловичу присвоили звание Народного артиста РСФСР. А еще были Леднев в «Большой перемене», штукатурщик Коля в «Афоне», Потапов в «Премии». Особо стоит отметить роль отца Сарафанова в психологической драме В. Мельникова «Старший сын». Именно в этом образе проявился многогранный актерский талант Евгения Павловича с его потрясающим артистизмом, тонкой иронией и подкупающим простодушием.
В конце 70-х Леонов снимается в знаменитом фильме «Мимино», «Женитьбе» В. Мельникова, «Легенде о Тиле Уленшпигеле» В. Наумова. В 1978 году по приглашению М. Захарова он появился в «Обыкновенном чуде» в роли короля-тирана, который получился по-леоновски ироничным и трогательным. Кроме того, была еще небольшая, но заметная роль в «Осеннем марафоне». В начале 80-х годов приглашений в кино стало меньше, тем не менее Евгений Павлович снялся в комедии Л. Гайдая «За спичками» и картине «О бедном гусаре замолвите слово» Э. Рязанова. Причем обе свои работы актер позднее довольно жестко раскритиковал.
В середине 80-х ставший любимым у Леонова режиссер Г. Данелия, пригласил его сниматься в фантастической кинокомедии «Кин дза-дза» в образе чатланина Уэфа. Работа происходила в настоящей пустыне при страшной жаре, а специально для картины был даже придуман язык чатлан. Первая реакция публики, увидевшей картину была сугубо негативной. Многие не понимали авторского замысла и даже жаловались «куда следует». Но сегодня картина признана советской киноклассикой.
Личная жизнь
Леонов по характеру был очень скромным и застенчивым человеком. Особенно эта черта характера проявлялась при общении с противоположным полом. Ему трудно было первым подойти и познакомиться с понравившейся девушкой, а если она вела себя заносчиво и высокомерно актер совсем терял уверенность в себе. Свою избранницу он встретил довольно поздно, когда ему уже было за 30. Знакомство с девушкой, носящей редкое имя Ванда, произошло в Свердловске во время гастролей прямо на улице. Несколько дней до отъезда они встречались, Евгений читал ей стихи, пригласил на свой спектакль, а затем неожиданно сделал предложение. Ванда была на 10 лет младше Евгения и была студенткой Свердловского музучилища. Родители девушки, были категорически против такого жениха, да и учеба на Урале не позволяла сразу дать согласие. А вот маме Леонова Анне Ильиничне выбор сына очень понравился.
Месяцы, проведенные в разлуке, еще больше укрепили взаимные чувства, и Ванда однажды получила приглашение от Жени приехать в столицу «по очень важному делу» да так там и осталась. Они скромно расписались в ЗАГСе на Лесной улице, а спустя год у пары родился сын Андрей, ставший впоследствии известным актером. Евгений Павлович в это время снимался в картине «Полосатый рейс». Узнав об этом, он расцеловал ничего не понимающих тигров.
Последние годы жизни
В 90-е годы Леонов стал очень редко сниматься. Виной тому стали пошатнувшееся здоровье и кризис отечественного кинематографа. Тем не менее ему достались небольшие роли в картинах «Паспорт» Г. Данелия, «Американский дедушка» И. Щеголева. На гастролях в Германии у Леонова на фоне сильной простуды случился инфаркт, а когда его доставили в больницу еще один. Ему была сделана срочная операция, и почти месяц актер находился без сознания в состоянии клинической смерти. Немецкие врачи сделали все возможное, чтобы спасти великого артиста, и вскоре он пошел на поправку. Вернувшись на родину, Евгений Павлович еще не раз радовал зрителей Ленкома своей великолепной игрой. Среди поздних театральных ролей особняком стоит глубокий образ Тевье-молочника в «Поминальной молитве».
В своем последнем интервью, данном за несколько месяцев до смерти «Новой газете», Леонов пожаловался на собственное одиночество и сложность соответствовать новым реалиям. «Теперь все другое, ─ сокрушался актер, ─ и от этого становится не по себе».
Скончался Евгений Леонов у себя дома 29 января 1994 года, собираясь на свой вечерний спектакль «Поминальная молитва».
Добавить комментарий