Биография Вячеслава Константиновича Николаева

Вячеслав Николаев
Дата рождения (день и год): 
15.10.1970
Возраст:
53
Знак зодиака: 
Весы

Николаев Вячеслав Константинович — эксперт в информационных технологиях и телекоммуникациях. Является президентом одной из крупнейших в РФ IT-компаний с 80 млн абонентов. Вячеслав Николаев играет ключевую роль в конструировании ее экосистемы.

Николаев Вячеслав: образование

Вячеслав Николаев родился в 1970-м. В 1992-м — выпустился с факультета ВМК МГУ. В условиях зарождения российского IT-рынка это направление было очень перспективным. Два года спустя будущий топ-менеджер завершил обучение на курсах менеджмента в The Krieble Institute.

Николаев Вячеслав Константинович
Николаев Вячеслав Константинович

Николаев Вячеслав Константинович: карьерный трек

Первым местом работы для Николаева Вячеслава стала консалтинговая фирма ЕРРА. Основанная в 1987-м компания специализируется на коммуникациях между бизнесом, правительствами и институтами ЕС. Вячеслав Константинович Николаев работал в ней с 1994-го по 1999-й. Потом он около года трудился в J’son and Partners. Фирма занимается аналитикой в сфере Hi-Tech, разрабатывает оптимальные стратегии инвестирования в этом секторе экономики.

Вячеслав Николаев в 2000-м перешел в российскую инвестгруппу «Ренессанс Капитал». Она имеет офисы в Соединенных Штатах, Великобритании, Египте, Нигерии, Кении и на Кипре. Профилем менеджера была аналитика телекома. Николаев Вячеслав проработал там до 2002 года.

Николаев Вячеслав Константинович
Вячеслав Николаев

Вячеслав Николаев: мобильная связь

Николаев Вячеслав Константинович в 2004-м перешел в блок продаж и обслуживания абонентов в крупной телеком-структуре. Там менеджер стал руководить отделом планирования и анализа. В начале 2006-го его повысили до главы департамента операционных технологий.

Затем Николаев Вячеслав сменил еще несколько высоких должностей. Занимался коммерческим контролем, региональным управлением и другими направлениями. В 2011-2017 годах топ-менеджер был директором по маркетингу. Затем Вячеслав Константинович Николаев занимал вице-президентские позиции. В сферу ответственности также входил клиентский опыт и экосистемное развитие. Главной задачей управленца было превращение мобильного оператора в мультисервисную IT-структуру, разработка новых продуктов и услуг для абонентов.

Формирование экосистемы началось в 2019-м; она стала одной из первых в России. В тот год компания, в которой трудился Николаев Вячеслав, начала активно выпускать новые сервисы. Среди них — площадка для гейм-стриминга WASD.TV. С ее помощью можно смотреть и вести трансляции, общаться и участвовать в соревнованиях. Как сообщал Вячеслав Константинович Николаев, IT-компания также учредила программу призов для наиболее популярных стримеров.

В том же 2019-м телеком-структура представила 3-летнюю стратегию. Кроме построения экосистемы, план предусматривает ориентацию на длительное сотрудничество с клиентом, развитие пакетных предложений и повышение долгосрочной прибыли.

Вячеслав Николаев отмечает, что за счет экосистемы IT-структура продолжила расти даже во время разгула ковида в 2020 году, когда другие игроки рынка падали.

Вячеслав Константинович Николаев: во главе компании

Николаев Вячеслав стал президентом телеком-гиганта в начале весны 2021-го. На новом посту ему предстояло провести глобальную трансформацию бренда. По словам топ-менеджера, в этом процессе ему очень помогает IT-образование.

Под управлением Вячеслава Николаева в корпорации сократилась бюрократия, выросла численность айтишников. Сегодня в структуре трудится свыше 6.000 разработчиков. Они активно используют машинное обучение, ИИ, Big Data и другие передовые решения.

В апреле 2021-го компания, президентом которой является Николаев Вячеслав Константинович, презентовала онлайн-кинотеатр KION. На платформе размещаются в том числе сериалы и фильмы, созданные специально для нее. По итогам III квартала число платных подписчиков сервиса достигло 3,5 млн.

По итогам того же года KION выиграл премию «Большая цифра» в номинации «Открытие года». Также наград удостоились два оригинальных сериала, показанных на платформе. К настоящему моменту специально для интернет-кинотеатра создано уже более 20 проектов. Вячеслав Николаев говорит, что уникальный продукт, которого нет больше нигде, важен для привлечения клиентов. А для их удержания KION-контент от лучших отечественных и мировых производителей.

В интервью в середине 2021 года Николаев Вячеслав Константинович отмечал, что нетелеком-сервисы, в первую очередь медиа и банкинг, приносят IT-гиганту уже от 20-30% всех доходов (в зависимости от методики подсчета). В I квартале половину годового прироста обеспечили нетелком-доходы. Быстро увеличивается число банковских карт, особенно виртуальных. Количество подписчиков медиасервисов за 2020-й выросло практически в полтора раза.

В течение 2021-го число экосистемных клиентов (так в компании называют юзеров, активно использующих не менее двух сервисов) увеличилось на 40% — с 6,3 до 8,8 млн. Вячеслав Николаев отмечает, что каждый подобный клиент приносит компании в два раза больше денег, чем обычный, а отток таких юзеров — втрое ниже. По словам топ-менеджера, преимущество его структуры перед другими компаниями, которые строят свои экосистемы, — регулярные финансовые отношения с клиентом.

В июле 2022-го компания, которой руководит Вячеслав Константинович Николаев, приобрела платформу интернет-бронирования отелей «Броневик» и сервис видеозвонков Webinar. На основе последнего планируется создать отечественный аналог Zoom.

Николаев Вячеслав Константинович
Николаев Вячеслав

Николаев Вячеслав отмечает, что за 2022-й число пользователей экосистемы выросло с 8,8 до 13,5 млн, а среднее количество сервисов на одного юзера — с 1,43 до 1,6. Выручка IT-корпорации увеличилась на 2,6% - до 542 млрд ₽.

30 марта 2023-го телекоммуникационная структура объявила о старте глобального ребрендинга. У компании сменился логотип. Его предшественник с некоторыми переделками использовался с 2006 года. По словам Николаева Вячеслава Константиновича, молодой бренд отражает изменившиеся ценности и философию компании, ее динамику и гибкость. Согласно исследованию, которое корпорация провела в соцсетях, смену символики поддержали 71% юзеров.

Разумеется, созданием нового логотипа перемены не ограничились. Своя айдентика появилась у отдельных продуктов и направлений IT-гиганта. Она весьма разнообразна, но сохраняет связь с «материнской» символикой. В целом ребрендинг стал логическим продолжением процессов, которые начались в компании еще в 2019-м.

Как отмечает Вячеслав Константинович Николаев, сегодня важно понимать не только что нужно пользователю, но и когда ему это нужно. Для этого необходимо знать, чем он занимается в тот или иной момент. Топ-менеджер приводит пример с человеком, который после работы едет домой на машине. Предлагать ему посмотреть кино можно, только если он находится не за рулем.

Сегодня экосистема, в создании которой участвовал Николаев Вячеслав, насчитывает множество направлений. Помимо традиционных услуг связи, пользователям предлагаются решения для умных устройств (включая автомобили) и умных домов, облачные технологии, финтех-сервисы. Также клиенты могут воспользоваться образовательными и развлекательными платформами, приложениями для здоровья и спорта.

У экосистемы есть и В2В-сектор. Бизнесменам доступны различные аналитические и маркетинговые инструменты, голосовые роботы, сервисы для управления предприятием и запуска программ лояльности, технологии безопасности и многое другое. В руководстве телеком-структуры отмечают, что теперь предпринимателю не придется пользоваться разрозненными сервисами. Вместо этого он сможет «собрать» представленные решения в единый продукт, подходящий именно ему. По словам Вячеслава Константиновича Николаева, такие сервисы особенно актуальны для микропредприятий, у которых нет своих айтишников.

Пользоваться экосистемой может абонент любого мобильного оператора. У платформы нет единого приложения, и это сознательное решение высокотехнологичной корпорации. В интервью Николаев Вячеслав сообщал, что подобная программа была бы слишком «тяжелой», а навигация в ней — чересчур сложной. При этом доступа во все сервисы используется общий ID. Клиенту достаточно залогиниться в любом приложении экосистемы. Закрыв одну программу и открыв другую, он не должен будет заново вводить пароль.

Как утверждает Николаев Вячеслав Константинович, IT-гигант будет развивать и новые продукты — в том числе за счет привлечения партнеров. По словам топ-менеджера, ни одна экосистема не способна самостоятельно разработать для себя все продукты, поэтому подобный шаг — вполне логичен. Вячеслав Константинович Николаев считает, что экосистема должна быть своеобразным «консьержем» для пользователя, который поможет ему выбирать нужные товары и услуги из всего их многообразия.

Еще один важный вопрос, которым Вячеслав Николаев занимается на своем посту, — развитие сетей пятого поколения. В 2022-м телеком-оператор первым в РФ запустил тестовые зоны со связью 5G — всего 52 площадки в Москве и Санкт-Петербурге. Пока что полноценное развертывание таких сетей в нашей стране невозможно из-за проблем с частотами. Однако IT-компания все равно активно экспериментирует с этой технологией — чтобы быть готовой к масштабному внедрению 5G, если «частотный» вопрос разрешится. Также Николаев Вячеслав Константинович отмечает, что со стороны бизнеса уже сейчас существует высокий спрос на связь пятого поколения. Многие современные IT-продукты создаются с расчетом именно на такие сети.

В роли президента корпорации Вячеслав Николаев отказался от консервативной модели инвестирования в пользу вложений в новые бизнес-направления и работы со стартапами. Для последних компания организовала бизнес-инкубатор, который позволяет разработчикам протестировать свои продукты.

В одной из бесед с прессой Николаев Вячеслав сказал, что текущая стратегия высокотехнологичной структуры предполагает более высокий уровень рисков, чем раньше. Но без них невозможно запускать новые направления и привлекать клиентов в экосистему.

Добавить комментарий