Генри Форд (30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель “Форд мотор компани” (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства.
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?
Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.
В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец.
На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.
А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать.
Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома. Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс — интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.
Время шло. И однажды Форд-старший обнаружил уютный домик молодоженов покинутым — Генри с Кларой неожиданно переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером.
В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел.
В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.
И в том же 1893 году Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе. Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы: семью надо содержать, сбережений нет — все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что, как бы Генри ни поступил, она одобрит его решение. Уволившись, Форд принялся «продавать себя». Он искал состоятельных компаньонов, ведь у самого Генри денег, как таковых, не имелось, и в своем новом предприятии он отводил себе роль поставщика идей. Но идеи эти покупать никто не хотел. В конце концов, после того, как Генри прокатил одного бизнесмена-детройтца на своей тележке с бешеной скоростью, он дал согласие поработать с изобретателем. «Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», — вспоминал Форд. И снова началась «торговля идеями», поиск компаньонов. Отказы сыпались на него как из рога изобилия, из одной конторы его чуть не вывели силой. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани». Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».
Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.
В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945).
Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.
Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. “Террор машины” – так Форд характеризовал внедрённую им систему управления. Чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки – всё это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата.
Форд первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе. По этому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсоюзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937-1941 гг. На его заводах было создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством.
Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность – активная антиеврейские вступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором – носила преимущественно скандальный характер.
Уверовав в собственную гениальность, Форд начал терять гибкость и чутьё новатора. В 30-е годы произошли серьёзные изменения в потребительском спросе, а Форд, преданный своей прежней концепции, их не учёл. В результате ведущие позиции в автомобилестроении пришлось уступить другой крупной компании – “Дженерал моторз”.
В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшей его единственному сыну Эдселю) своему внуку и тёзке Генри Форду 2 и отошёл от дел. Спустя 2 года – 7 апреля 1947 года – в возрасте 83 лет Форд скончался.
Комментарии
eriko - 19 октября 2010 - 20:37
Браво, лучшая биография!!!
гость - 19 октября 2010 - 20:37
Отличная статья!
Совсем недавно слушал передачу про компанию Форд.
Однако тут подчерпнул для себя кое что новое.
СПАСИБО!
Гость - 24 февраля 2011 - 23:39
Все супер:):). Я от всего сердца и от всех почек говорю вам спасибо:):). Вы помогли мне получить 5 по экономике
Гость - 28 февраля 2011 - 23:24
А мой папа богатый и из-за этого ездит на лексусе
Гость - 05 января 2012 - 02:43
Твой папка один из лучших шоферов в гараже.
Мы просто вынуждены ему хорошо платить.
думаем пересадить его на автобус.
Гость - 12 августа 2013 - 13:57
На лексусе? Разве это богатсво.ха ха ха)))мой папа ездит на Бентли а у меня корвет:)
Гость - 27 февраля 2015 - 16:27
Молодец!
Гость - 19 октября 2011 - 15:32
а мы недавно купили форд фокус - это наша первая иномарка. Но важно другое - его несломляемость и четкое движение вперед. знаю по другим источникам: он претерпел около 1, 5 тысяч отказов и только потом нашел людей. которые в него поверили. а мы порой теряемся после 2-3 отказов! Вот какой был человек!
Гость - 30 ноября 2011 - 00:02
Лет 5 назад меня свел с ума Форд.
Его логика. идеи великолепны для его времени!
В этой биографии отлично подчеркнута семейная жизнь, поддержка супруги.
Я знаю о Форде многое. Считаю необходимым добавить его введения менеджера.
Не только 8-ми часовой раб.день, но и описание внутреннего устройства организации - это очень интересно!
Гость - 16 декабря 2011 - 20:19
Он родился в семье фермеров. И обычный человек добился успехов! Статья хорошая...даже очень! Мне очень понравилась, интересная и понятная!)))
Гость - 14 февраля 2012 - 16:37
Он не просто добился успеха, он пошел против всех, ему явно было очень не легко, ведь годы ушли только на то что бы ему поверили, и как ни странно успех он получил уже в презрелом возрасте.
Гость - 18 марта 2012 - 02:47
"Думаешь ли ты, что сможешь, или, что не сможешь - ты в обоих случаях прав." - Его слова. ;)
Гость - 07 июля 2012 - 05:12
главное заняться целью, быть больным или зараженным идеей и тогда можно свернуть горы, но при этом должно быть наличие большого упорства
Гость - 23 июня 2013 - 07:19
когда я читаю о великих людях разных эпох, я все больше задумываюсь, что они достигли успеха благодаря своему упорству,наличию желания и никогда не останавливались на достигнутом. Все это меня очень вдохновляет.
Гость - 28 августа 2013 - 15:27
добавлю к биографии что у компании Форд в 40-х годах упала резко продажа автомобилей, так Генри Форд придумал отличную идею, поднял всем сотрудникам зарплату и они через короткое время начали покупать машины Форд у своего хозяина.
Гость - 30 июля 2014 - 14:52
не менее,чем сама статья,мне понравились комментарии.
Гость - 16 марта 2016 - 20:13
Так красиво написано, что на первый взгляд все легко и просто. Почему о не удачах написано так мало? А так же, никто не говорит о его которая сыграла большую роль в его жизни. Милые дамы, верьте в своих мужей, какими они не были бы безумными. Ведь, как говорил один ученый, "человек веривший в свое безумие когда нибудь достигнет своих вершин".
Гость - 25 сентября 2016 - 23:13
Нужно верить в себя и в свой успех. Нужен бизнес - создай его. Мало денег - купи бизнес любой сетевой компании. Форд был все время в движении, он не обращал внимание на отказы и насмешки, а просто верил в себя и в свой Успех. Будьте Успешны!!!!
Гость - 25 октября 2016 - 17:57
Антиеврейская деятельность ему подставила подножку.
Гость - 29 января 2017 - 18:49
Статья на Ура.И очень умные комментарии.Спасибо всем Вам.Получила удовольствие от прочитанного.
Гость - 11 августа 2017 - 20:59
Думаю, что все тут подчеркнули одно "Хочешь стать королём - Будь готов солгать"; как и в историй успеха Билла Гейтса! и Джона Рокфеллера. Целеустремлённые хитрецы всегда остаются в историй.
Добавить комментарий