Жена - Анастасия Вознесенская
Родители - Василий Дмитриевич Мягков, Зинаида Александровна Мягкова
Дети - нет
Мягков Андрей Васильевич (р. 1938) – российский актёр кино и театра. Сыграл множество ярких ролей в советских фильмах, которые вошли в классику отечественного кинематографа. В 1977 году за свои творческие достижения заслуженно был награждён Государственной премией СССР. С 1986 года – Народный артист РСФСР. Занимается писательской деятельностью, его произведения в основном детективного жанра.
Детские годы
Андрей появился на свет 8 июля 1938 года в интеллигентной ленинградской семье.
Папа, Мягков Василий Дмитриевич, 1908 года рождения, почти двадцать лет проработал в ленинградском полиграфическом техникуме заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1954 году он перешёл в Ленинградский технологический институт, где работал сначала доцентом на кафедре, потом получил звание профессора и кандидата технических наук.
Мама, Мягкова Зинаида Александровна, 1913 года рождения, более двадцати лет трудилась в полиграфическом техникуме инженером-механиком.
Имея таких серьёзных родителей с техническим складом ума, не удивительно, что в школе Андрею лучше всего давались точные науки. Но мальчику также с юных лет нравился театр, хотя родители считали это увлечение не стоящим внимания.
Образование
Папа Андрея не любил спорт и искусство, для него в жизни существовала только наука. Будучи сам учёным, он мечтал видеть на этой же жизненной стезе и своего сына. Поэтому ни о какой актёрской профессии и речи не могло быть, когда Андрей получил аттестат о школьном образовании.
Отец сказал: «Пожалуйста, окончи нормальный институт, а потом поступай, как тебе вздумается". Так Мягков стал студентом Ленинградского химико-технологического института. Учился он хорошо, но в основном всё-таки занимался творчеством. В этом учебном заведении была замечательная театральная мастерская. Со студентами занимались хорошие педагоги, они ставили спектакли, на летних каникулах выезжали на гастроли.
В 1961 году окончив институт, Мягков получил диплом по специальности «Технология пластических масс» и распределение на работу в Институт пластмасс. Но проработал там он совсем недолго, потому что этим же летом отправился поступать в школу-студию МХАТ.
Кто-то из преподавателей школы-студии видел спектакль «Лесная песня», поставленный театральной мастерской, в которой занимался Мягков во время студенчества. На игру Андрея обратили внимание и предложили ему попробовать сдать вступительные экзамены в школу-студию МХАТ. Он поступил на курс заслуженного артиста РСФСР, театрального педагога В. П. Маркова. В 1965 году на руках у него уже был диплом об окончании школы-студии при Московском Художественном театре.
Театр
После учёбы Андрея приняли в театр «Современник». Эти годы он считает незабываемыми. Мягков быстро познакомился с руководителем театра Олегом Ефремовым и другими актёрами, и с головой окунулся в работу, причём сразу в серьёзную, а не постепенную от маленьких ролей к большим.
Первой его ролью был Дядюшка в постановке «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому.
Мягков благодарен судьбе, что ему посчастливилось работать под руководством такого великого театрала, как Олег Ефремов. Он был не просто учителем, этого человека целиком и полностью поглотил театр, для него даже не существовало личной жизни. Ефремов мог направить мозги актёров в нужное русло, хотя порой с ним работалось тяжело.
На сцене «Современника» Андрей Мягков сыграл в таких спектаклях:
- «На дне» по пьесе М. Горького;
- «Большевики» (постановка произведения Михаила Шатрова);
- «Балалайкин и Ко» по М. Салтыкову-Щедрину;
- «Обыкновенная история» по знаменитому роману И. А. Гончарова.
С 1977 года актёр перешёл в труппу Московского художественного драматического театра (МХАТ). С 1987 года, когда театр раскололся, Андрей остался под руководством Олега Ефремова в Московском художественном театре имени Чехова (МХТ). На этой театральной сцене Мягков сыграл множество ярких запоминающихся персонажей:
- Константин Треплев в «Чайке»;
- зажиточный мещанин Бессемёнов в «Мещанах»;
- И. П. Войницкий в «Дяде Ване»;
- Валерий в «Мишином юбилее»;
- Зилов в «Утиной охоте»;
- Пастор Мандерс в «Приведении»;
- Репетилов в «Горе от ума»;
- Аладьин в «Перламутровой Зинаиде».
Одна из последних главных театральных работ Андрея Васильевича – Элвуд в постановке «Белый кролик» по произведению американки Мэри Чейз.
На счету Андрея Мягкова две режиссёрские работы на театральной сцене – постановки по пьесам Марши Норманна «Спокойной ночи, мама!» (1989) и Александра Галина «Ретро» (2002).
Кинокарьера
На киноплощадке дебют Мягкова состоялся в 1965 году у режиссёра Элена Климова в фильме «Похождения зубного врача». Андрей сыграл главную роль стоматолога Чеснокова, однако прокат картины был ограниченным ввиду того, что цензорам она показалась пародией на советскую действительность. На полке лента пролежала почти двадцать лет и лишь в 1987 году была представлена широкой зрительской аудитории. Именно эту роль Мягков называет в числе своих самых любимых.
В 1967 году Андрей сыграл Эраста в «Бедной Лизе».
А уже в следующем 1968 году знаменитый советский режиссёр Иван Пырьев пригласил начинающего актёра в свою картину «Братья Карамазовы» – экранизацию великого романа Ф. М. Достоевского. Мягков превосходно сыграл главную роль младшего брата. Задача была труднейшая – показать зрителю почти святого, «не от мира сего» Алёшу. И Мягкову это удалось, в его игре чувствовались одновременно достоинство и простота, естественность, положительный заряд и огромная внутренняя убеждённость. Эту работу он считает самой лучшей в своей карьере. А картина в 1969 году номинировалась на кинопремию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Талант Мягкова был отмечен режиссёрами, каждый год на экраны страны выходил фильм с его участием, а то и несколько. В основном это были роли кристально положительных персонажей:
- Александр Герцен в картине «Старый дом», посвящённой жизни русского писателя и революционера (1969);
- Аркадий Гайдар в фильме «Серебряные трубы», повествующем о жизнедеятельности писателя (1971);
- известный шахматист Сергей Хлебников в картине «Гроссмейстер» (1972);
- капитан Нечаев в «Нежданном госте» (1972);
- молодой В. И. Ленин в фильме «Надежда» (1973).
По-настоящему знаменитым на весь Советский Союз Мягков стал после работ с режиссёром Эльдаром Рязановым. Мэтр советского кинематографа собрался снимать «Иронию судьбы» и искал на главную роль комедийного актёра. У Андрея подобного опыта не имелось, все сыгранные им роли и персонажи были наоборот чересчур серьёзными и положительными. Но у Рязанова была ассистент Нина Коренева, которая дружила с Мягковым и его супругой. Женщина хорошо знала Андрея и была убеждена, что для роли Жени Лукашина он наиболее подходящий кандидат. Рязанов решил рискнуть и на первой же кинопробе понял, что это «попадание в яблочко».
Мягков справился с архисложной задачей – сыграл пьяного, не владеющего собой человека, и сделал это натурально, симпатично и смешно. Не трудно сыграть пьяницу, который забрался в чужую кровать и хамит хозяйке. А вот оставаться при этом забавным и очаровательным, вызвать зрительскую любовь, задача сложная. Картина «Ирония судьбы, или С лёгким паром» сделала Мягкова всенародным любимцем. А сам фильм стал непременной традицией празднования Нового Года в России. Поразительно, но уже больше сорока лет «Иронию судьбы» показывают по телевизору 31 декабря, и не одно поколение под этот фильм нарезает салат «Оливье» и готовится к самой волшебной новогодней ночи.
«Иронию судьбы» признали лучшей картиной 1976 года, а Андрея Мягкова лучшим актёром Советского Союза. За эту работу его наградили Государственной премией СССР. Фильм открыл зрителям абсолютно нового Мягкова – комедийного, музыкального и лиричного. На актёра обрушилась лавина писем от поклонниц, одна женщина писала ему на протяжении двадцати лет. Но такая слава голову Андрею не вскружила, ни характер, ни поведение его не изменились, носа он не задирал, звездой себя не чувствовал.
В 1976 году на экраны страны вышел трёхсерийный фильм по роману Михаила Булгакова «Дни Турбиных» режиссёра Владимира Басова. Главную роль, интеллигента и революционера Алексея Васильевича Турбина, играл Андрей Мягков.
А потом были снова работы с Эльдаром Рязановым – комедии «Служебный роман» (1977) и «Гараж» (1979). Режиссёр даже не задумывался над выбором актёра для главных персонажей.
В роли скромного, застенчивого, незаметного статиста Новосельцева для «Служебного романа» Эльдар Александрович видел только Мягкова. И он в очередной раз не ошибся, актёр прекрасно передал на экране беззащитность, врождённую порядочность и благородство своего персонажа. И снова по опросу журнала «Советский экран» комедия «Служебный роман» стала лучшим фильмом 1978 года, а Андрей лучшим актёром СССР.
Также блистательно Мягков сыграл обездоленного безголосого борца за справедливость Хвостова в комедии «Гараж».
Конечно же, Рязанов видел в Мягкове не только комедийного актёра, поэтому, не задумываясь, пригласил его в свою картину «Жестокий романс» на роль Карандышева. Во время съёмок на реке Андрей чуть не погиб. Лодку, в которой он плыл, затянуло в воронку, образованную чугунными лопастями буксира. К счастью, актёр остался цел и невредим, в то время как лодку раздробило на мелкие щепки. Это было 20 сентября, и с тех пор Андрей Мягков считает эту дату вторым днём рождения.
В творческой биографии Мягкова ещё очень много разноплановых, потрясающе сыгранных ролей:
- директор школы в фильме «4:0 в пользу Танечки»;
- инспектор МУРа в «Гонках по вертикали»;
- заведующий отделом НИИ Бекасов в «Летаргии»;
- Швырков в «Послесловии»;
- дядя Миша в комедии «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди»;
- Пауль Ландмайер в «Осенних соблазнах»;
- врач-хирург Игнатовский в «Контракте со смертью»;
- царь в «Сказе про Федота-стрельца».
Одной из последних киноролей Андрея Васильевича стал всё тот же Евгений Лукашин в сиквеле Рязановской комедии «Ирония судьбы. Продолжение». Снимал картину режиссёр Тимур Бекмамбетов. В 2008 году фильм стал самым кассовым в прокате России и стран СНГ.
За свои творческие достижения Андрей Васильевич был награждён Орденом Почёта (1998), Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), Орденом Дружбы (2013).
Другие увлечения
Помимо кино и театра есть у Андрея Мягкова ещё два увлечения. Он пишет детективы, является автором таких книг:
- «Сивый Мерин»;
- «Скрипка Страдивари, или возвращение Сивого Мерина»;
- «Осторожно, стекло! Сивый Мерин».
В 2010 году по детективу Мягкова «Сивый Мерин» режиссёр Михаил Туманишвили снял фильм с Александром Домогаровым в главной роли.
Актёр также увлекается портретной живописью. Для своего учителя и друга он написал «Портрет Олега Ефремова».
Мягков вёл преподавательскую деятельность в школе-студии МХАТ.
Неоднократно его приглашали в качестве члена жюри судить игры Высшей лиги КВН.
Личная жизнь
Несмотря на то, что на экране Мягкову не раз доводилось воплощать выпивох, сам актёр в жизни алкоголь редко употребляет. Да и к тому же он не ходит париться в баню, как его герой из «Иронии судьбы». И чего бы артист никогда не сделал, по собственному признанию, так это не бросил бы женщину, на которой собирался жениться. В его жизни была и есть только одна любовь – супруга актриса Анастасия Вознесенская.
С Анастасией Андрей познакомился в школе-студии МХАТ. Она была первой красавицей на курсе и имела огромный выбор поклонников, но своё сердце отдала скромному Мягкову. Будучи студентами второго курса, они поженились. Уже отпраздновали золотую свадьбу и по-прежнему сохраняют самые трогательные отношения.
После учёбы первой приглашение в «Современник» получила Вознесенская, она же и уговорила руководителя театра взять в труппу Андрея Мягкова. С течением времени приоритеты у театрального режиссёра поменялись, и на ведущие позиции вышел актёр Андрей Мягков, а Анастасия осталась в тени своего мужа. Но это её никогда не смущало, потому что настоящую любовь не сможет разрушить никакая конкуренция.
Супруги вместе работали в «Современнике» и также вдвоём ушли в МХАТ, предпочитая нигде не расставаться – ни в обычной жизни, ни на работе.
Сейчас Мягков и Вознесенская ведут уединённый образ жизни, редко появляются в свете и дают интервью.
Добавить комментарий