Мужья - Александр Градский (1976-1980 гг.), Никита Михалков
Дети - Степан Михалков
Вертинская Анастасия Александровна (р. 1944) – российская актриса театра и кино. Стала знаменитой на всю страну в семнадцатилетнем возрасте, когда блестяще сыграла две свои первые роли в кино – юную Ассоль в «Алых парусах» и Гуттиэере в «Человеке-амфибии». Её красотой восхищались во всём мире, её творчество высоко оценивали эксперты кино, в 1988 году ей присвоили звание Народной артистки РСФСР.
Родители
Её отец, Вертинский Александр Николаевич, 1889 года рождения, был эстрадным артистом, певцом и поэтом, композитором и киноактёром. К нему даже нельзя применить слово «популярный», это был великий шансонье, кумир эстрады первой половины ХХ века. Он был невероятно красив, тонкий и высокий, с гладко зачёсанными назад волосами и аристократичным профилем римского патриция.
Мама, Лидия Владимировна Циргвава, 1923 года рождения, художник и актриса, известная зрителям по ролям волшебной птицы Феникс в «Садко» и Анидаг в «Королевстве кривых зеркал». Она имела русско-грузинские корни, что отразилось на её безумной красоте. Невысокая, с точёной фигурой, пышными тёмными волосами и с резкими, слегка восточными чертами лица: яркие дугообразные брови, очень чувственный рот и огромные зелёные глаза.
Отец был старше мамы на 34 года. Они познакомились в 1940 году в Шанхае, сюда добрался Вертинский, эмигрировав из России после революции и объездив уже Америку, Польшу, Францию, Германию. Вертинского в Шанхае знала вся русская колония, он выступал в дорогих ресторанах, завораживая публику своими движениями рук и пронзительными песнями.
После знакомства между Александром Николаевичем и семнадцатилетней Лидией сразу начался бурный роман. В 1942 году они обвенчались на чужбине, но по православному обряду. Летом 1943 года у супругов родилась дочь Марианна (старшая сестра Анастасии). К этому времени душа Вертинского настолько истосковалась по родине, что он написал письмо Молотову с просьбой разрешить ему приехать в Советский Союз, чтобы провести там остаток жизни. Его прошение удовлетворили, и семья с трёхмесячной дочкой начала долгий путь возвращения домой. Ехали через Японию, Сибирь и Забайкалье, попутно Александр Николаевич давал концерты.
В Москве Вертинских поселили в шикарной гостинице «Метрополь», где 19 декабря 1944 года у них родилась вторая дочь Анастасия.
Детские годы
Настя всегда говорила, что у них с сестрой было счастливое детство. Мама с папой приложили все усилия, чтобы дать дочерям самое лучшее образование, при этом основной акцент они делали на иностранные языки, музыку и литературу.
Однажды супруги Вертинские спохватились, что воспитывают дочерей не очень «по-советски», а словно тургеневских барышень. Решили тогда отправить девчонок в обычный пионерский лагерь. У них было два больших красивых чемодана немецкого производства, сделанных из натуральной кожи. Мама сложила в них много разных продуктов, кучу одежды и сестёр отвезли туда, где они должны были провести настоящие советские каникулы.
Только результат оказался шокирующим. Вместо двух кожаных чемоданов девочки привезли домой один фибровый, в котором лежали сатиновые трусы с биркой «отряд № 4» и чья-то застиранная майка с вышитой надписью «Коля К.» Они с порога направились прямиком на кухню, где немытыми руками начали запихивать в рот котлеты. В рассказах родителям о том, как они голодали в лагере, то и дело проскакивали матерные слова. А головы Насти и Марианны были до крови искусаны вшами. Отец в ужасе ушёл в свой кабинет.
Мама долго, но напрасно старалась вывести у дочек вшей. В итоге девочек обрили наголо, а потом вся семья отправилась на курорт. Больше Анастасия и Марианна в пионерские лагеря не ездили.
У отца был уникальный метод воспитания дочерей. Он никогда не спрашивал, сделали ли они уроки и какие оценки принесли в дневнике. Вертинский просто однажды сказал Насте и Маше (так в семье называли старшую Марианну), что, если девочки позволят себе шалить или плохо учиться, он будет от этого сильно страдать. И малышки лезли из кожи вон, сдерживали в руках свои капризы, старались приносить из школы только «пятёрки», лишь бы папа не страдал. Больше всего Александра Николаевича радовало, если девочки получали отметки «отлично» по пению, другие школьные предметы его не так сильно волновали.
У Насти с отцом была не просто сумасшедшая любовь, а даже какая-то мистическая связь. Девочка как будто чувствовала, что его скоро не станет, и она не успеет насладиться общением с папой. Малышка безумно ревновала его и к маме, и к сестре. Воспоминания о нём навсегда остались для Анастасии слишком болезненными.
Она до сих пор отчётливо помнит тот пронзительный телефонный звонок мартовским промозглым вечером. Девочка уже заснула, но тревожная трель разбудила её. Босиком и в ночной рубашке она выскочила в коридор, где мама держала в руках телефонную трубку, ожидая соединения с Ленинградом. В этот город уехал на гастроли отец. Настя тихо спросила: «Мама, что с папой? Он умер?» Мама подняла брови в недоумении и удивлённо посмотрела на дочь. В эту минуту соединили с Ленинградом и сообщили, что внезапно скончался Александр Николаевич Вертинский. Маме было 34 года, когда она осталась вдовой, в её жизни больше не было мужчин, Лидия Владимировна полностью посвятила себя дочерям.
Первые успехи в кино
В детстве Насте хотелось заниматься балетом, но в группу её не взяли по причине того, что девочка была слишком крупной. Тогда она решила заняться иностранными языками и готовилась к поступлению в институт. Но её жизненный путь повернул совсем в другое направление.
В 1960 году мастер сказочного жанра в советском кино Александр Птушко собрался снимать фильм по произведению А. Грина «Алые паруса». К съёмкам готовились долго, так как не могли найти актрису на главную роль Ассоль. В конце концов, режиссёр утвердил молдавскую актрису Маркач, но оператору Виктору Якушеву с профессиональной точки зрения она не очень нравилась. И тут произошёл абсолютно счастливый случай: на улице Горького Виктор неожиданно встретил свою давнюю знакомую Лидию Вертинскую с дочерьми. Он только глянул на Настю и ахнул: перед ним стояла юная Ассоль.
Пятнадцатилетнюю девушку привели к режиссёру картины. Сначала Александр Птушко хотел отказать в пробах девочке-подростку в спортивном костюме и с короткой стрижкой. Но как только на Настю надели парик и платье, режиссёр сразу увидел в ней утончённую лирическую героиню. Сделали несколько профессиональных снимков, ещё раз оценили её выразительную внешность и утвердили Вертинскую на роль Ассоль.
Эти первые в жизни съёмки доставляли Насте сплошное удовольствие. Да, она не знала толком, как двигаться, что говорить и делать перед камерой, но все взрослые постоянно старались ей помочь и смотрели на юную красавицу с улыбкой. Анастасия быстро стала фавориткой съёмочной группы, ей прощали испорченные кадры и забытый текст, и мужчины, и женщины буквально таяли, глядя в её искристые магические глаза.
Фильм вышел на экраны в 1961 году и сразу же произвёл фурор. За первый год его посмотрели 23 миллиона зрителей. Анастасия Вертинская в один миг стала знаменитой на весь Советский Союз.
Как раз в это время советские режиссёры Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский задумали снимать фантастический фильм по произведению Александра Беляева «Человек-амфибия». По всей стране они искали актёров на главные роли. Установка ассистентам была дана такая: «У Ихтиандра в глазах должно быть море, у Гуттиэре – небо». Такому критерию удовлетворили начинающий актёр Владимир Коренев и только что взорвавшая советские экраны юная Ассоль в лице Анастасии Вертинской. На роли их утвердили сразу же.
Съёмки проходили в Крыму (Ялта, Алупка, Коктебель), в грузинской Пицунде и столице Азербайджана Баку. Настя настолько загорелась этой ролью, что научилась отлично плавать. Юная актриса отказалась от дублёров и всё выполняла сама – от плавания в ледяной воде до ныряния без акваланга на глубину, где могла находиться достаточно долгое время.
В 1962 году фильм «Человек-амфибия» вышел на советские экраны и стал лидером проката. 65 миллионов зрителей посмотрели картину. А на Международном фестивале фантастического кино в Триесте фильм получил премию «Серебряный астероид». Все газетные издания пестрели заголовками о восходящей звезде советского кинематографа Анастасии Вертинской.
Творческий путь в кино
Триумф двух первых фильмов в жизни Насти способствовал тому, что её без всякого театрального образования в 1962 году зачислили в труппу столичного театра имени Пушкина.
В следующем 1963 году Вертинская стала студенткой высшего театрального училища имени Щукина. Правда, вступительные экзамены она провалила, но из уважения к её работам в кино Насте разрешили переэкзаменовку. Ей помогала готовить вступительный репертуар подружка сестры Людмила Максакова. Вторая попытка оказалась успешной, Настя поступила, на одном курсе с ней учились такие будущие звёзды отечественного кино, как Николай Бурляев и Никита Михалков.
Студентка Вертинская пришла в училище уже звездой, поэтому внимание к ней было повышенное, но Настя всегда вела себя сдержанно и достойно. Во время учёбы она продолжала сниматься в кино. Причём это были роли, навсегда вошедшие в Золотой фонд советского кинематографа:
- Офелия в «Гамлете»;
- Кити Щербацкая в «Анне Карениной»;
- Лиза Болконская в картине «Война и мир»;
- Таня в мелодраме «Влюблённые»;
- Мэри Цинцадзе в комедии «Не горюй!»;
- актриса Галина Прокофьева в военной драме «Случай с Полыниным».
«Гамлет» был признан лучшим среди отечественных фильмов в 1964 году, удостоился специальных призов I Всесоюзного кинофестиваля, международного кинофестиваля в Лиме, Венецианского кинофестиваля. Вертинская после яркой и впечатляющей роли Офелии получила мировое признание, её называли «советской Вивьен Ли», «самым талантливым сердцем советского кино».
Переход от ролей юных героинь к зрелым женщинам актриса пережила спокойно, её персонажи, как и прежде, были безупречны:
- Мона в «Безымянной звезде»;
- Джемма в «Оводе»;
- Маргарет Старкуэтер в «Краже»;
- Лиза Пальцева в картине «Дни и годы Николая Батыгина»;
- герцогиня в «Житие Дон Кихота и Санчо»;
- Дуня Фомкина в комедии «В городе Сочи тёмные ночи».
После распада СССР Анастасия снялась всего в четырёх картинах. В 1994 году у Юрия Кары в «Мастере и Маргарите» Настя играла главную героиню. В 2000 году в мюзикле «Бременские музыканты и Ко» Вертинской досталась роль атаманши. Ещё в двух фильмах «Шизофрения» и «Казус Белли» у неё были второстепенные персонажи.
В 1980-х годах Вертинскую приглашали для озвучивания анимационных фильмов, её голосом говорят три лисички в мультиках: «Волчище – серый хвост», «Влюбчивая ворона» и «Медведь – липовая нога».
Театр
После училища Настя два года проработала в театре имени Вахтангова. Затем ушла в театр «Современник», где выходила на сцену до 1980 года. Из «Современника» Вертинская вслед за своим учителем, руководителем и любимым мужчиной Олегом Ефремовым перешла в МХАТ. Пластичная, утончённая актриса считает, что именно на театральной сцене она сыграла свои ключевые роли:
- Раневскую в «Вишнёвом саду»;
- фрейлину в «Голом короле»;
- Оливию в «Двенадцатой ночи»;
- Нину Заречную в «Чайке»;
- Викторию в «Провинциальных анекдотах»;
- Эльмиру в «Тартюфе»;
- Лизу в «Живом трупе»;
- Елену Андреевну в «Дяде Ване».
За свои творческие достижения актриса Вертинская награждена орденом Почёта в 2005 году, орденом Дружбы в 2010 году, а также почётными званиями Заслуженной артистки РСФСР (1981) и Народной артистки РСФСР (1988).
Личная жизнь
Во время учёбы в театральном училище Настя познакомилась с Никитой Михалковым, за которого вышла замуж в 1966 году. К моменту женитьбы их ребёнку Степану было уже полгода. Брак оказался недолгим, супруги расстались через три года, так как каждый был талантливой личностью и хотел построить карьеру в кино. По мнению Никиты, жена должна сидеть дома и варить борщи, для Насти такой вариант был неприемлем.
Следующие её браки были гражданскими – с певцом Александром Градским, художественным руководителем театра балета Борисом Эйфманом, актёром и режиссёром Михаилом Козаковым, композитором и руководителем ВИА «Весёлые ребята» Павлом Слободкиным.
Самый длительный роман в жизни Насти был с актёром Олегом Ефремовым.
Сейчас Вертинская полностью посвятила себя внукам и общему семейному делу – ресторанному бизнесу.
Добавить комментарий