Дети - Алексей Николаевич Хмелёв.
Родители - Сергей Алексеевич Киселёв, Мария Георгиевна Полякова.
Цыганкой Ляля Черная была лишь на четверть, но таборные цыгане провозгласили ее своей королевой: слишком очевидными были ее качества представительницы древнего кочевого народа. Яркая, самобытная, талантливая, прозорливая, она стала примадонной театра «Ромэн», снималась в кино. И мановением бровей покоряла мужские сердца.
Родители
Ляля Черная – псевдоним Надежды Сергеевны Киселевой, Заслуженной артистки России, танцовщицы, исполнительницы цыганских песен и романсов. Ее мать, Мария Полякова, служила в Стрельнинском цыганском хоре Ивана Лебедева. Была дочерью цыгана и русской. В красавицу-танцовщицу без ума влюбился князь Сергей Голицын и выкрал ее.
«Похищения цыганских невест» были в то время делом обыденным. Мария прожила с князем несколько лет, родила ему детей. А потом узнала об измене и ушла. Цыганки не изменяют любимым, но и с их стороны измен не прощают. «На водах», куда Мария отправилась залечивать душевные раны, встретилась с дворянином Сергеем Киселевым и обручилась с ним. Голицын умолял свою цыганку вернуться и начать все заново, но Мария была непреклонна.
Детство Ляли
Семья отца была обеспеченной, водила дружбу с приличными людьми. В доме Киселевых подолгу жили художник Исаак Левитан, писатель Антон Чехов, другие творческие личности. Как-то, увидев Наденьку в колыбели, один из гостей воскликнул: «Ах, какая лялька! А в кого же такая черненькая?». Согласно семейной легенде, именно так родился псевдоним будущей артистки. Кожа Нади действительно была цвета разбавленного кофе, глаза черные, ресницы длинные и пушистые – чисто куколка!
В имении деда прошло счастливое детство Ляли. Здесь, в Бабкино, родились сестра и брат Нади. Семья перебралась в Москву. Но вскоре отец умер. Надя с 13 лет в свободное от школьных занятий время вместе с матерью выступала с хором Егора Полякова. Обычно в ресторанах. Вначале присутствовала в составе коллектива номинально, как «живое украшение».
Хотя девочка с детства была очень артистична, умела петь и танцевать. Однажды, когда Мария заболела, Ляле предложили заменить мать: станцевать «венгерку». Девочка так пластично и зажигательно исполнила танец, что посетители ресторана устроили ей овацию. Дальнейший путь был предопределен – в актрисы.
К 15 годам Ляля Черная стала популярной и выступала с цыганским хором уже не в ресторанах, а на эстраде. Участвовала в ежегодных тематических концертах в Колонном зале Дома Союзов и Большом театре, исполняла цыганские народные и бытовые песни.
Блистательная карьера
В начале 30-х годов при содействии бывшего наркома просвещения Анатолия Луначарского открылся «музыкально-драматический индо-ромский театр-студия», позднее преобразованный в цыганский театр «Ромэн». Среди 20 молодых людей, одобренных приемной комиссией в качестве артистов, была и Ляля Черная, уже известная к тому времени танцовщица. Она исполняла номера «без налета эстрадности, штампов и мелодраматического надрыва», как и требовал худсовет.
Начинала актриса с небольшой роли в первой постановке театра, но скоро стала звездой, исполнительницей главных ролей. За творческую жизнь в «Ромэн» Ляля Черная участвовала в 35 спектаклях. Ее звездной ролью по сей день называют Грушеньку по повести Николая Лескова.
Награды
В 1960-м Ляле Черной за заслуги в области советского искусства присвоили почетное звание Заслуженной артистки РСФСР. Ляля Черная была начитанной, образованной женщиной, интересной собеседницей, разбиралась в искусстве, умела держать себя в обществе – сказались отцовские гены.
Ее любили и привечали советские чиновники, не раз она присутствовала на приемах Сталина. Но свободолюбивая цыганка перед властью никогда не пасовала и не лебезила. Она избежала репрессий, но без опаски помогала знакомым, попавшим в трудную ситуацию. Со временем ролей в театре становилось все меньше. В 1972 году Ляля ушла из «Ромэн». Однако руководство театра выплачивало ей содержание.
Кинематограф
Кинематограф занимал не основное место в биографии Ляли Черной. Впервые артистка снялась в кино в 1929 году, когда ей было 20 лет. Сыграла цыганку-плясунью в «Живом трупе» по пьесе Льва Толстого. Следующий фильм, вышедший через семь лет, – «Последний табор», сделал ее звездой. Здесь она исполнила знаменитого «Бродягу», да так, что цыгане назвали ее своей королевой, а кинокритики прозвали «цыганской Любовью Орловой».
Артистка спокойно относилась к славе, голову от популярности не теряла. Отличалась отзывчивостью, постоянно кому-то помогала. Могла передарить дорогой подарок. Снять шубу с плеча и накинуть на бедно одетую женщину с ребенком. Однажды отдала нуждающейся свою обувь и босиком дошла до дома.
А потом около сорока лет актриса не выходила на съемочную площадку. Пригласили ее на возрастные роли в картинах «Огонь», «Вкус халвы» и знаменитую «Табор уходит в небо». В этом фильме Ляля Черная перевоплотилась в цыганку-травницу. В 1979 году она появилась в картине «Расколотое небо». И еще один фильм – «Краткое наставление в любви» – украсила своим присутствием известная артистка.
Личная жизнь
Хорошо знавшие Лялю сравнивали ее с шампанским: она была такой же искрящейся и пьянящей. По ней сходили с ума самые разные мужчины: актеры, директор театра, даже служащий военного трибунала (кстати, представший перед судом за взятки, которые почти полностью тратил на возлюбленную). Артистка же была скромным человеком, во всяком случае, громких романов в личной жизни за ней не наблюдалось.
По некоторым источникам, Черная в юности была замужем за Иваном Ром-Лебедевым, актером, драматургом, цыганским писателем, впоследствии – инициатором создания театра «Ромэн». Биографы Ром-Лебедева это не подтверждают. Зато достоверно известно о свадьбе Ляли с актером МХАТа Михаилом Яншиным в 1934 году. Молодые люди любили друг друга и считались звездной парой столицы. Успешно снялись в фильме «Последний табор», а с 1937-го года вместе работали в театре «Ромэн», руководителем которого стал Яншин.
Через восемь лет семейная жизнь Ляли и Михаила закончилась. Красавица познакомилась с актером Николаем Хмелевым, и тот не просто увел ее от мужа, а унес на руках. Во всяком случае, так говорили современники артистов. По сравнению с легким и веселым Михаилом Николай был сложным по характеру человеком. Но чем-то привлек красавицу. Она развелась с мужем и стала женой Хмелева.
Николай Хмелев был востребованным артистом. Много работал, почти ежедневно выходил на сцену. Ему не просто давалась роль Ивана Грозного в постановке «Трудные годы» по Толстому. Коллеги вспоминали его слова, якобы касавшиеся персонажа: «Или я – его, или он – меня». Во время генеральной репетиции спектакля Хмелева разбил паралич. Это произошло в 1945 году. Роль отняла все его силы.
В актерской тусовке до сих пор говорят, что роль Ивана Грозного приносит несчастье каждому, кто возьмется за нее. Отсчет трагедиям ведут как раз с Николая Хмелева. После смерти мужа Ляля осталась с маленьким ребенком на руках. Яншин, любивший Черную по-настоящему, всячески заботился о ней и Алеше.
Вернул на сцену театра «Ромэн» некоторые спектакли с ее участием. Специально под Черную была поставлена «Грушенька» по «Очарованному страннику» Лескова. Михаил надеялся на воссоединение семьи, но этого не произошло. Черная больше не выходила замуж, хотя в 50-е годы несколько лет прожила в гражданском браке с актером Евгением Весником.
Сын актеров Алексей Хмелев родился в 1943 году. Пошел по стопам родителей. Недолго служил во МХАТе, как его отец, но основным местом работы был театр «Ромэн». Имел звание Заслуженного работника искусств РФ. Дважды был женат. В первом браке появился сын Владислав, внук Черной и Хмелева. Второй женой Алексея была актриса Соня Тимофеева, совместных детей у них не было. Умер сын Ляли в 59 лет от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с родителями.
Смерть Ляли Черной
Известная артистка умерла в начале сентября 1982 года. Здоровье ее в последние годы было неважным, но она не переставала выступать, встречалась со зрителями – этим жила. Во время одного из концертов ей стало плохо, приехавшая «скорая» доставила артистку в больницу, но спасти ее не удалось. В театре «Ромэн» чтут свою примадонну. К 110-летию звезды на сайте театра опубликовали статью, где есть слова: «Имя Ляли Черной всегда будет синонимом самобытного цыганского искусства».
Интересные факты о Ляле Черной
- В главной роли спектакля «Грушенька» артистка выходила на сцену более тысячи раз.
- Ляля хорошо разбиралась в искусстве, была известна как коллекционер картин и антиквариата. Все ценности после ее смерти пропали.
- О взаимоотношениях любовного треугольника – Черная, Яншин, Хмелев – снят документальный фильм «Больше чем любовь» и поставлен спектакль «Поющие струны души».
- Артистка участвовала в спектакле Галины Волчек «Эшелон».
- Не менее знаменитый цыган Николай Сличенко говорил о Ляле, что звезда напоминала ему «красивую птицу в полете».
Добавить комментарий