Фома Аквинский (1225 г., около Аквино — 7 марта 1274 г., монастырь Фоссануова, близ Рима) — теолог, философ, систематизатор ортодоксальной схоластики, член ордена доминиканцев, основатель томизма.
Жизненный путь
Фома был 7-м сыном графа Ландольфа Аквинского. Отец мечтал, чтобы младший сын стал аббатом бенедиктинской обители Монте-Кассино. Когда Фоме исполнилось 5 лет, его отдали в бенедиктинскую обитель. Здесь он жил до 9 лет. Но, как он превратился в одного из самых известных католических теологов?
1239-1243 гг. – учился в университете Неаполя. Здесь молодой Фома сблизился с доминиканцами и принял решение присоединиться к их ордену. Семья была против его решения, поэтому Фому заточили в крепости Сан-Джовани.
1245 г. – получил свободу и вступил в Доминиканский орден. Затем он отправился в Парижский университет. Здесь Фома учился у Альберта Великого. Он также обучался в Кельнском университете.
1252 г. – вернулся в доминиканский монастырь св. Иакова (Париж).
1256 г. – стал преподавать теологию в Парижском университете. В это время он создает свои первые сочинения: «О началах природы», «О сущности и существовании», «Комментарий к «Сентенциям»».
1259 г. – вызван папой Урбан IV в Рим. Здесь около 10 лет он преподает богословие в Ананьи и Риме, а также пишет философско-богословские труды. Также Фома занимает должность «чтеца» при папской курии и является советником папы по богословским вопросам.
1269 г. – возвращается в Париж и начинает борьбу за «очищение» философии Аристотеля от арабских толкований.
1272 г. – написал труд «О единстве интеллекта против аверроистов». В этом же году был отозван в Италию для учреждения в Неаполе школы доминиканцев.
1274 г. – умер во время поездки на церковный собор, который должен был состояться в Лионе.
Труды
Обширные трактаты — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
Дискуссии – «Вопросы на различные темы» и «Дискуссионные вопросы».
Комментарии на:
- библейские книги;
- 12 трактатов Аристотеля;
- трактаты Боэция;
- анонимную «Книгу о причинах»;
- «Сентенции» П. Ломбардского;
- трактаты Псевдо-Дионисия;
- несколько трактатов об алхимии.
Идеи Фомы Аквинского
Влияние на философию Фомы Аквинского оказал Аристотель, неоплатоники, греческие и арабские комментаторы Цицерона, Ансельма Кентерберийского, Августина, Боэция и Иоанна Дамаскина. Рассмотрим несколько известных идей Фомы.
Теология — это наука и священное учение, основанное на знании, которым обладает Бог, а также те, кто был удостоен блаженства.
Часть истин Откровения доступны для разума человека. К примеру, что Бог существует и что Он един. Другие же невозможно понять. Например, божественное триединство.
Истины веры и науки не противоречат друг другу, наоборот, между ними существует настоящая гармония. В частности, если мудрость является стремлением постичь Бога, то наука помогает в этом.
Душа — это субстанция, которая обретает полноту только в единстве с телом, В единстве тела и души рождаются мысли и чувства.
Конечная цель человека — блаженство, обретаемое в созерцании Бога.
Человек отличается от животного способностью к познанию и возможностью совершать свободный выбор.
Существует 3 вида познания:
- ум — сфера духовных способностей;
- разум — способность к рассуждениям;
- интеллект — способность к умственному познанию.
Существует 6 форм правления. Справедливые — аристократия, монархия и полисная система, несправедливые — олигархия, тирания и демократия. Лучшей является монархия, ведь движение к общему благу более эффективно, если направляется из единого источника.
Доказательства бытия Бога:
- Доказательство через движение (все, что движимо, движимо чем-то иным).
- Доказательство через производящую причину (ничто не было причиной в отношении самого себя, поэтому можно допускать существование первой действующей причины – Бога).
- Доказательство через необходимость (всегда существует нечто, что является причиной необходимости всего прочего).
- Доказательство от степеней бытия (среди вещей существуют более и менее благие и истинные, поэтому должно быть и нечто наиболее истинное и благороднейшее).
- Доказательство через целевую причину (часто нечто, лишенное любых познавательных способностей, действует ради определенной цели, поэтому ясно, что оно движется не случайно, а намеренно).
Интересные факты
В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».
Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.
В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.
После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.
Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».
Комментарии
sanasnou - 06 октября 2019 - 02:16
Это хороший сайт
Добавить комментарий