Жена - нет
Дети - нет
Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872-951) – знаменитый восточный учёный и философ, теоретик музыковедения, математик. Он комментировал труды Аристотеля, откуда получил звание «Второй Учитель».
Рождение и образование
Ввиду того, что проживал великий мудрец слишком давно, достоверных сведений о его жизненном пути очень мало. Многие даты в его биографии приблизительны. Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную этническую принадлежность.
В районе Фараба, в месте соединения реки Арысь с Сырдарьей, в 1-ом веке нашей эры располагался городок Васидж (сейчас эта территория принадлежит современному Казахстану). В этом месте в 872 году появился на свет Аль-Фараби. Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует слово «тархан».
Азы образования Аль-Фараби получил у себя на родине. В разное время он жил в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш), Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть и познавать мир, и Аль-Фараби уехал из родных мест.
Жизнь в Багдаде
Он принял решение отправиться в Багдад, который на тот момент в Арабском халифате был столицей и считался культурным центром. Путь его был долгим, за время путешествия он посетил несколько иранских городов – Тегеран (тогда он именовался Рей), Исфахан и Хамадан. Аль-Фараби добрался в Багдад в 910 (912) году, поселился в этом городе и принялся изучать науки, языки и различные отрасли. Наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике.
Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.
Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно контрастировали в нём добро и зло.
Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда Аль-Фараби проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу. В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из Аль-Фараби получился великий учёный.
Интересен факт, что приехав в Багдад, Аль-Фараби владел лишь тюркским языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.
Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником.
Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту.
В Харране в то время проживал христианский мыслитель Йуханна бен-Хаилан. Прослышав об этом, Аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам.
По возвращении в Багдад Аль-Фараби занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником».
Аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.
Жизнь в Дамаске
В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью занимался наукой при этих свечах.
Но спустя пару лет ему повезло: для Аль-Фараби нашёлся покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял искусство с наукой, старался всячески помогать придворным учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.
В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками. Человек он был вовсе не притязательный, ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани выделялось четыре дирхема для философа, этих денег ему было достаточно на жизненные потребности.
В 949 году Аль-Фараби совершил путешествие в Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал это место.
Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии, по одной из которых уход из жизни был естественным. Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он был убит грабителями. Философ скончался в 951 году, его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска. Сам правитель читал молитву по великому учёному, которая была написана на четырёх папирусах.
Память о мыслителе
В память о великом мыслителе Аль-Фараби названы несколько казахских улиц. Его имя присвоено Педагогическому институту культуры в Шымкенте и Казахскому национальному университету в Алма-Ате, имеются памятники философу в казахских городах Алма-Ата и Туркестан.
В 1972 году с международным размахом был отмечен 1100-летний юбилей со дня рождения учёного, центром мероприятий стали Москва, Багдад и Алма-Ата.
Наследие великого философа
Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции.
Разносторонние изыскания Аль-Фараби в научной области вылились в «Трактат о классификации наук». Существовавшие на тот период науки он перечислил в строгом порядке и к тому же определил предмет, который исследует каждая из них. Такой трактат был незаменим для тех, кто занимался научной деятельностью, до Аль-Фараби никто ничего подобного не писал.
Аль-Фараби – основоположник мусульманского философского направления, которое называется восточный перипатетизм и опирается на авторитет Аристотеля. В своём изучении бытия Аль-Фараби идейно был близок к системе мышления Аристотеля (аристотелизму) и идеалистическому направлению, которое опиралось на терминологию Платона (неоплатонизму).
Мыслитель сочинил и оставил потомкам множество трудов по философии:
- слово о субстанции, о смысле разума, о сновидениях;
- книги о том, что нужно знать для изучения философии, о разуме юных, о законах, о постоянстве движения вселенной, о смысле философии;
- трактаты о взглядах жителей добродетельного города и о сущности души.
Среди его работ имеются труды, которые составляют всего 2-3 страницы, но есть и многотомные трактаты.
Много трудился философ над изучением общества и его жизни. Он утверждал, что править добродетельными городами должны предводители религиозной общины и одновременно философы. Все проживающие в добродетельных городах люди должны иметь стремление постичь истинное счастье. Зло и несправедливость должны быть осуждены, а добру и справедливости надо дать господствовать. Мыслитель говорил о том, что у добродетельных городов есть противопоставление – города невежественные. Их народ и правители не имели ни малейшего понятия об истинном счастье, у них не было стремления к счастливой жизни, а интересовало лишь богатство, здоровье тела и наслаждение.
Добродетельный город философ сравнивал с совершенным здоровым телом, все органы которого работают слаженно и помогают друг другу. Руководить таким городом должен человек, обладающий всеми добродетелями – здоровье и знания, совесть и проницательный ум. Со своими подданными глава такого города должен обращаться ласково.
Также увлекался мыслитель астрономией, математикой, филологией и естественными науками, комментировал сочинения Птолемея и Евклида. Аль-Фараби принадлежат следующие сочинения в этих областях наук:
Наука | Сочинения Аль-Фараби |
Математика | «Руководство по геометрическим построениям» |
Астрономия | «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд» |
Естественные науки | «Об органах человека» |
Филология | «О словарях» |
Значительным считается вклад Аль-Фараби в музыковедение. В этом направлении он создал «Большую книгу о музыке», в которой систематизировал сведения о восточной и древнегреческой музыке. В этом сочинении философ дал понятию музыки развёрнутое определение, раскрыл её категории, а также описал составляющие элементы музыкальных произведений. Также к музыковедению относятся его работы «Книга о классификации ритмов» и «Слово о музыке».
Комментарии
Софья ТАНИНА - 03 марта 2019 - 12:54
На урок как раз что нужно я за это пятёрку получила СПАСИБО!!!
Сергей Мурзинов - 03 июня 2019 - 09:28
Написано "Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную этническую принадлежность" и буквально перед этим "Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует слово «тархан»." Как понимать?
Тука - 18 июля 2019 - 12:46
Аль фараби был казахом
Критик - 28 января 2020 - 09:45
ТЫ ДУРАК? Он тюрк вообще-то и он не казах. Просто территория, в которой родился Аль-Фараби, сейчас принадлежит Казахстану.
Гость - 21 марта 2021 - 13:48
Он не казах и не узбек. Какой-то таджикский гастарбайтер. До независимости Казахстана о нем даже не знали. Из-за того что он родился на территории Казахстана, люди подумали, что он казах. Не знаю, какая польза нам от него.
NK - 03 ноября 2022 - 02:33
Знали о нём в Казахстане прекрасно и до независимости, но я тоже склоняюсь к тому, что рождение Аль-Фараби на территории нынешнего Казахстана не делает его автоматически казахом. Лично мне было бы очень приятно, окажись он им, но зовут его не так, как казахов и труды написаны, в основном, на арабском.
NK - 03 ноября 2022 - 02:41
Из-за Авиценны тоже идут разборки между иранцами и узбеками, потому что он родился на территории нынешнего Узбекистана, но тогда там жили персы.
Добавить комментарий