Жена - Лариса Штефанко
Дети - Джон
Штефанко Олег Степанович (р. 1959) – российский актёр кино и театра.
Детство
Олег появился на свет 7 сентября 1959 года в маленьком донбасском городке Торез, который находится на Украине в Донецкой области. Семья Штефанко была не актёрской, и даже не творческой.
Мама, Ирина Михайловна, родилась в Липецкой губернии неподалёку от города Елец. Её родители были зажиточными, но после революции их раскулачили. Чтобы выжить, бабушка решилась на переезд. Так они оказались на Донбассе, где в то время разрастались шахтёрские поселения. Мама Олега получила медицинское образование.
Папа, Степан Иосифович, родом был из Словакии. Когда страну освободили от гитлеровских захватчиков, местных жителей призывали переезжать в Советский Союз. Так папина семья попала на Украину, где им выделили надел земли для ведения хозяйства. Не мудрено, что, проживая на Донбассе, отец выучился на горного инженера.
Мама с папой познакомились на танцах, потом поженились, и вскоре родился Олег.
Маленьким он был очень послушным. Родители в силу своего молодого возраста решили как-то раз пойти вечером на танцы. Олегу было около пяти лет, ему показали, как надо закрыться на щеколду, дали много книжек (в основном это были медицинские справочники) и строго наказали никому не открывать дверь. Мальчик закрылся изнутри и начал листать толстые тома по медицине, ничего в них, конечно же, не понимал, но сам процесс казался увлекательным. Вернувшись, родители стали стучать в дверь, но послушный ребёнок, выполняя наказ, так и не открыл. Пришлось папе выставлять стекло и залазить в дом через окно. С той поры малыша оставляли с дедушками и бабушками.
Школьные годы
Когда Олегу было десять лет, у него появился младший брат Стас. Чувствуя на себе ответственность старшего, он стал более самостоятельным, но не прочь был и похулиганить. На лето его отправляли в пионерский лагерь, где с другими мальчишками он лазил в чужие сады, воровал фрукты, дрался с местной ребятнёй. В общем, маме и папе доставлял немало хлопот, два раза чуть не погиб. Один раз разогнался на велосипеде и улетел с него прямо под колёса грузовика. Автомобиль Олега сбил, но не задавил, чудом мальчик оказался между колёсами.
Второй раз чуть не утонул. Плавать Штефанко не умел, но друзьям стеснялся в этом признаться и полез в реку вместе с мальчишками. Помнит только, как почувствовал, что дно ушло из-под ног. К счастью, на берегу сидели взрослые и спасли его. Дома за такие «подвиги», конечно, доставалось. В основном разбиралась с ним мама, плакала, потом давала ремня и снова плакала. Отец хранил нейтралитет, но этого Олег побаивался почему-то больше, чем материнских слёз и укоров.
Более близкие отношения у мальчика складывались с мамой, хотя и с отцом у них были общие мужские увлечения. Папа всегда что-то мастерил, и Олег ему помогал чинить технику, надстраивать балкон. За это он особенно благодарен отцу, сейчас дома актёр постоянно что-то сам ремонтирует или красит.
А всеми своими творческими достижениями Олег обязан маме. Это она в четыре года отвела его обучаться игре на скрипке. В начальной школе он уже занимался в коллективе народных танцев. А в четвёртом классе на Олега обратили особенное внимание учителя, они предложили ему записаться в Дом пионеров в кружок художественного слова, потому что он замечательно читал стихи. А в кружке Олега стали готовить к поступлению в театральный институт.
Выступать перед публикой мальчику нравилось. Но тогда, в юном возрасте, в поездках по конкурсам и фестивалям его привлекало больше то, что можно было прогуливать уроки. На окончательное решение стать актёром повлиял случай. В класс пришла новая девочка, которую посадили за одну парту со Штефанко. Она очень сильно хотела стать артисткой и заразила своей мечтой Олега. К тому же он не мог долгое время отдаваться одному делу, занятию или увлечению, ему быстро надоедало. А профессия актёра позволяла примерять на себя разные маски и образы.
Олег уделял внимание не только творческому направлению, занимался он и спортом: ходил на плавание, увлекался восточными единоборствами. В школе учился в физико-математическом классе.
Театральное училище
Получив аттестат в 1976 году, Олег уехал с мамой в столицу. Подал документы в два учебных заведения – Щепкинское училище и школу-студию МХАТ и в оба прошёл. На третьем туре надо было остановить свой выбор на чём-то одном, и Штефанко окончательно сдал документы в Щепку.
У него был жуткий украинский говор, к тому же ему часто приходилось бороться с собственной стеснительностью. Но тут уже отступать было некуда, Олег понял, что это его звёздный час и старательно делал всё, о чём его просили члены комиссии. Если петь – значит, петь (хотя не очень умел). Если танцевать, так цыганочку с выходом. Педагоги решили, что в парне есть задатки актёра, и Штефанко был принят в училище, пройдя конкурс – двести человек на одно место.
На одном курсе с Олегом учились знаменитый ныне российский актёр Дмитрий Назаров и пародист Игорь Христенко. Дмитрий тогда подрабатывал на кондитерской фабрике и таскал оттуда различные вкусности (пирожные, рулеты), подкармливая однокурсников. Этому особенно были рады приезжие студенты. Как вспоминает Штефанко, годы студенчества были бедными, но весёлыми.
Олег с тремя сокурсниками жил в общежитии на Лосином острове. На учёбу приходилось добираться на электричке, на которую частенько опаздывали после общежитских ночных посиделок с гитарами, и тогда приходилось ловить машину на четверых за два рубля. Родители передавали посылки с провизией, но студенческие годы тем и незабываемые, что порой на столе были смешные сочетания продуктов: баночка малинового варенья и кусок сала, при этом ещё и хлеб забывали купить.
Театр
Будучи второкурсником, Олег стал выходить на сцену Малого театра, сначала в массовке. Позже Пётр Фоменко доверил студенту полноценную роль в спектакле «Любовь Яровая». Штефанко довелось играть на одной сцене со своим кумиром Юрием Соломиным, который был преподавателем параллельного курса в училище.
В те годы в Малом театре служили такие звёзды, как Руфина Нифонтова, Иннокентий Смоктуновский, братья Соломины, Игорь Ильинский, Евгений Весник, Михаил Царёв. Студенты специально приходили на их репетиции, чтобы поучиться мастерству.
После училища Олега приняли в труппу Академического Малого театра.
В 1985 году его призвали на службу в советскую армию, он был распределён в инженерные войска в Нахабино. По словам самого актёра, хорошего армия ему не дала ничего. На тот момент он уже снялся в двенадцати фильмах и имел собственное жильё в Москве. А ежедневный подъём в шесть утра и бег по снегу в полураздетом виде он считает никому не нужным. К тому же ему пришлось насмотреться на «прелести дедовщины», но Штефанко не давал себя в обиду, жёстко отвечал и за других заступался.
Окончив службу, Олег вернулся в Малый театр, где проработал до 1992 года, сыграв более чем в двадцати спектаклях.
Самой масштабной и удачной его ролью стал младший брат в постановке «Долгий день уходит в ночь». Также стоит отметить спектакли:
- «Берег»;
- «Сирано де Бержерак»;
- «Агония».
Кино
Молодого, красивого, талантливого актёра не могли обойти стороной режиссёры кино. Штефанко начал сниматься ещё во время учёбы. Первые роли были эпизодические, Олег засветился в картинах:
- «Молодость»;
- «Бедная Маша»;
- «Через Гоби и Хинган»;
- «Красные колокола»;
- «Чучело»;
- «Экзамен на бессмертие»;
- «Битва за Москву».
В 1985 году его пригласил режиссёр Станислав Говорухин на съёмки в картину «Дети капитана Гранта» на роль Джона Манглса. Красавчик капитан с голубыми глазами и белокурыми волосами сразу же после выхода фильма влюбил в себя всё женское население страны.
После этого фильма Штефанко стал очень востребованным в кино, каждый год выходили картины, где он играл главные роли:
- «Соперницы» (1985);
- «Точка возврата» (1986);
- «Абориген» (1987);
- «Оно» (1989);
- «Бухта смерти» (1991);
- «Мастер Востока» (1992);
- «Заложники «Дьявола» (1993).
Америка
В начале 90-х годов актёр ушёл из театра. Рухнула огромная страна, вместе с ней развалился отечественный кинематограф, людям было не до театральных постановок. Чтобы прокормить семью, Олег не видел другого выхода, кроме как эмигрировать. Немного подучил язык и купил билет на самолёт в один конец. Он улетел в Америку практически без денег, всё, что было скоплено, оставил жене и трёхлетней дочери. Очень тяжело было расставаться с семьёй, но они с женой друг другу доверяли в надежде на новую жизнь.
Сниматься в Голливуде он вовсе не планировал, думал, что освоит какую-то новую для себя профессию. Собирался стать риелтором. Но кем ему только не пришлось там работать: таксист и автодиллер, бармен и охранник, страховщик. Олег даже вспомнил своё былое увлечение восточными единоборствами и принимал участие в боях по кикбоксингу. Экономил на всём, ходил по несколько кварталов пешком, чтобы были деньги на еду. Потом устроился в ресторан официантом, куда однажды зашли поужинать русские актёры-эмигранты Савелий Крамаров и Олег Видов. Они-то и посоветовали Штефанко ехать в Лос-Анджелес.
Олег последовал совету. Шаг за шагом он продвигался к своей цели: ходил на бесконечные кастинги, снимался в рекламах и студенческих работах начинающих режиссёров. И в итоге получил свою первую голливудскую роль, после которой снялся ещё в тринадцати американских фильмах. Самая известная картина с его участием – режиссёрская работа Роберто де Ниро «Ложное искушение», фильм получил награду Серебряного Берлинского медведя.
Возвращение в российский кинематограф
В 2002 году у Штефанко умер папа, на похороны актёр не успел, но всё равно прилетел, чтобы поддержать маму. Уговаривал её переехать к нему в Америку. Но мама не захотела, ведь в Торезе у неё друзья, родная квартира, могилки мужа и младшего сына Стаса, которого убили в начале 90-х годов (Олег в то время уже был в Америке и не мог присутствовать на похоронах брата).
К маме он летел через Москву и попутно зашёл на «Мосфильм», побывал в Малом театре. Так начался новый этап в его творческой биографии, актёру предложили сотрудничество, и он согласился. С тех пор Штефанко снимается в российских фильмах и сериалах:
- «Родина ждёт» (2003);
- «Господа офицеры» (2004);
- «Двойная фамилия» (2006);
- «Битва за космос» (2006);
- «Код апокалипсиса» (2007);
- «Группа Зета» (2007);
- «Псевдоним «Албанец» (2010);
- «Лесник» (2011);
- «Два плюс два» (2015);
- «Таинственная страсть (2016).
В 2003 году за роль Сергея Федотова в картине «Господа офицеры» актёр получил Гран-при на Международном евро-азиатском телефоруме.
Личная жизнь
Первая серьёзная любовь у Олега случилась во время учёбы в театральном училище. Второе общежитие Щепки располагалось на Дмитровском переулке, но там помимо студентов-театралов проживали ещё и учащиеся консерватории. Здесь Штефанко познакомился с прекрасной девушкой родом из Хорватии, которая играла на альте. К тому времени она уже могла довольно хорошо говорить на русском языке, и между молодыми людьми завязались серьёзные отношения.
Они встречались полтора года, но тут из Загреба в Москву приехали её родители. Знакомство с женихом дочери было прохладным, а потом девушка призналась, что отец запретил ей встречаться с Олегом. Возможно, ему просто не хотелось отпускать дочь на постоянное проживание в СССР.
Это расставание Олег переживал очень тяжело, но спасала любимая работа и сцена Малого театра.
Однажды, во время службы, Штефанко получил увольнительную и поехал в Москву. Прогуливаясь по Тверской, обратил внимание на девушку в узенькой юбочке до середины икры и рассыпанными по плечам светлыми волосами. Так сильно она ему понравилась, что Олег не удержался, подошёл и познакомился. Девушку звали Лариса, она была студенткой педагогического института, училась на преподавателя иностранного языка. В скором времени они поженились, тихо и скромно, без шумных торжеств, наряженных автомобилей и множества гостей.
Когда родилась дочь Кристина, Олег как раз был на съёмках в Карелии. А вот при рождении младшего сына Ивана (Джона) он присутствовал в родильном доме. Сейчас дети уже взрослые, дочь сначала хотела стать нейрохирургом, но потом решила осваивать профессию дантиста.
В 2013 году Олег с женой Ларисой мирно расстались, сохранив хорошие отношения. Сейчас он живёт в Москве с другой женщиной, а Лариса с детьми осталась в Америке.
Добавить комментарий