Александр Збруев (род. 1938) — популярный советский и российский актер, один из патриархов отечественной театральной сцены. С 1961 года бессменно служит в Ленкоме. Массовому зрителю он запомнился по великолепной роли лоботряса Ганжи из «Большой перемены». Всего в фильмографии артиста представлено около 60-ти киноработ.
Детство и юность
Александр Викторович родился в очень статусной и интеллигентной семье. Его отец Виктор Алексеевич занимал высокий пост в Наркомате связи, мать Татьяна Александровна была выходцем из дворянской семьи и трудилась на кинофабрике имени Чайковского. Однако своего папу, расстрелянного спустя месяц после его рождения, актер так никогда и не увидел.
После пятилетней ссылки в Рыбинск Саша с матерью возвратился в столицу. В школе он больших лавров не снискал, зато активно занимался спортом — боксом и гимнастикой. Свой характер актер закалял на улице и всегда мог защитить себя от любых нападок. Позднее он скажет, что был отпетым хулиганом, но имел вполне мирное прозвище Интеллигент. Нелегкое детство научило Збруева не пасовать перед трудностями и, несмотря ни на что, идти вперед.
И все же жизненной судьбой Александра стал театр. Еще будучи подростком, он нередко посещал спектакли Вахтанговского театра, где и «заболел» актерской профессией. Благословила юношу на учебу в Щукинском училище сама Надежда Михайловна Вахтангова, хорошо знавшая его мать. Спустя месяц, Збруев поступил на курс Владимира Этуша.
Начало актерской карьеры
Пребывание в театральном вузе порядком изменило Александра. Он стал гораздо серьезнее и ответственнее относиться к учебе и по-настоящему увлекся искусством. Немало доверявший ему наставник сумел вселить уверенность в своих силах, за что Владимир Абрамович снискал отдельную благодарность от звездного ученика.
После окончания Щуки Збруев попал в труппу Ленкома и сразу оказался там на вторых ролях. Все изменилось в 1963 году, когда театр возглавил Анатолий Эфрос. Он поверил в начинающего актера и дал ему шанс, которым Александр с лихвой воспользовался. Роли, сыгранные в спектаклях «День свадьбы» и «До свиданья, мальчики», сделали актеру громкое имя. В это же время он получает приглашение в кино и снимается в первых фильмах:
- Мой младший брат (1962);
- Пядь Земли (1964);
- Чистые пруды (1965);
- Два билета на дневной сеанс (1966).
Звезда на небосклоне
Работы актера в кино и театре не остались без внимания советского зрителя. Герои Александра Викторовича были далеки от привычной кальки соцреализма, отличаясь душевностью, непосредственностью и тонкой самоиронией (вспомним Ганжу из «Большой перемены»). В 70-е гг. он заслуженно попал в обойму самых звездных актеров.
С приходом в Ленком Марка Захарова (1973) Збруев получил несколько характерных ролей, надолго запомнившихся почитателям его таланта.
- «Хория» — учитель Хрия Миронович;
- «Диктатура совести» — Андре Марта;
- «Автоград XXI» — Хотынский.
Однако Марк Анатольевич все равно продолжал воспринимать Збруева как актера не своей обоймы. Может быть, поэтому самые звездные постановки режиссера обошли его стороной. Ставка маэстро была сделана на других — Н. Караченцова, А. Абдулова, О. Янковского. В этой ситуации оставалось только терпеливо ждать. Спустя время, Александр Викторович получит роль в «Шуте Балакиреве», блестяще проявит себя в пьесе «Ва-банк», вместе с другими звездами талантливо сыграет в гоголевской «Женитьбе».
Блестящие актерские дарования Збруева, наконец, разглядели и кинорежиссеры. С начала 70-х и до развала Советского Союза он снимется в более чем 30-ти фильмах. Именно в это время за ним закрепилась слава романтического героя. Но Александру удалось переломить стереотипы и представить на экране ряд неоднозначных героев, к примеру, Сталина («Ближний круг») и Якова Пяткина («Филер»).
В дальнейшем страсть к кинематографу постепенно будет сходить на нет. Несмотря на ряд запомнившихся ролей, например, Тимошин в фильме «Ты у меня одна», Збруев не раз критически высказывался о состоянии современного российского кинематографа.
«Сейчас везде звезды»
Александр Викторович любим и обожаем многими поколениями зрителей. Один из секретов его популярности — завидная по нынешним временам скромность. Еще с детских времен в его компании не принято было выпендриваться. Этому принципу Збруев остается верен и сейчас. Он до сих пор не любит свои дни рождения и категорически отказывается праздновать юбилеи.
Обходит стороной любимый артист и многочисленные телепроекты с воспоминаниями о прошлом. «Не хочу я других видеть спустя 40 лет», —говорит Александр. Делясь секретами успеха, актер отмечает, что за годы профессиональной карьеры научился собираться и выдавать такие эмоции, какие желает режиссер.
Однажды во время съемок фильма «Опекун» Александру Викторовичу пришла телеграмма о тяжелой болезни матери. Он срочно примчался в столицу, а на следующий день мамы не стало. После похорон нужно было вновь ехать на съемки и играть в кадре комедию. «В таких трудных ситуациях и закаляется характер, а вместе с этим растет актерское мастерство», – убежден актер.
Личная жизнь
Александр Збруев был дважды официально женат. Первый брак с актрисой Валентиной Малявиной был бездетным и продолжался всего 4 года. Спустя несколько лет он женится на одной из самых красивых актрис советского кинематографа Людмиле Савельевой. В 1968 году у них родилась дочь Наталья. Кроме того, у Александра Викторовича есть еще внебрачная дочь Татьяна от актрисы Елены Шаниной.
Добавить комментарий